«Только фантастика дарит творцу полную свободу» – неустанно любил
повторять известный американский писатель-фантаст Роберт Шекли на вопросы журналистов,
почему он выбрал именно этот жанр для всех своих произведений. Если попытаться
перенести его мысль на реалии игропрома, то что-то похожее можно сказать о космосимах
разной степени реалистичности. Там-то разработчиков точно не сдерживают разные
условности и рамки игрового пространства! Только в космосе можно получить настоящий
sandbox, по сравнению с которым GTA
съежится до размеров атома. Красивейшие зарисовки художников, глубокий сюжет,
разносторонний игровой мир – все это нам обещали в Miner
Wars 2081. Но что получилось в итоге? Сейчас разберемся!
Фантазии на космодроме
Еще до первого выхода в космос вместе с Miner Wars 2081 я
представлял это событие исключительно в позитивных тонах. Серия Evochron
убедительно доказала, что инди-разработки в этой области могут быть практически
такими же глубокими и запоминающимися, как и дорогущие проекты Х-линейки.
Поэтому я уже настроился на полеты к далеким планетам в поисках полезных ископаемых
и сражениям с космическими пиратами.
Завязка истории о гибели планет солнечной системы из-за глобальной техногенной
катастрофы мой пыл немного охладила, недвусмысленно намекая на преобладание
каменных астероидов в исследуемом космосе, а не заселенных планет. Но к черту
стереотипы! Ведь и на астероидах можно нашпиговать кроме полезных ископаемых
кучу станций, где вести торговлю, заключать союзы, узнавать новую информацию
и т.д.
Непробиваемая разрушаемость
И ведь формально все так и есть! Области космоса поделены на зоны влияния бывших
земных государств (Россия в «клюквенном» стиле обозначена серпом
и молотом) и регионов. Заброшенных и обитаемых станций предостаточно, а ресурсы
можно добывать прямо из астероидов. Но стоит начать изучать каждый пункт предметно,
как на поверку вылезает куча недоработок.
Впрочем, чего вы хотите от бета-версии игры? Да-да! Статус распространения
в стиме на платной основе вовсе не мешает Miner Wars 2081 по-прежнему
находиться в перманентной доработке. И все приметы долгостроя у игры присутствуют.
Взять хотя бы обещанное полностью разрушаемое окружение. Многие астероиды действительно
охотно разрушаются под действием вашего бура и разрывами ракет, образуя внутри
причудливые проходы, в которых можно было бы спрятаться от угрозы. Многие, но
далеко не все! Не говоря уже о том, что внутренняя геометрия станций практически
неподвержена разрушению, за исключением отдельных решеток и перегородок.
Так что не рассчитывайте получить Red
Faction в открытом космосе! Возможно, со временем разработчики
и будут совершенствовать физическую модель окружающего космоса, но пока она
ровным счетом ничего уникального не представляет. Отдельными крошащимися камнями
уже давно никого не удивишь. Да и большого смысла в превращении астероидов в
швейцарский сыр нет.
Воображение рисует сцены из «Звездных войн», когда корабль Хала
Соло по ошибке укрылся от погони в пасти гигантского червя вместо кратера астероида.
Но в Miner Wars 2081 разочаровывает даже не отсутствие инопланетной
фауны, а сама бессмысленность отсаживания в укрытиях. Ведь игра, как это не
парадоксально звучит, не столько космосим, сколько коридорный шутер!
Шутер, это и вправду ты?!
А все оттого, что большая часть заданий приходиться выполнять в узких коридорах
космических станций. Обычно все происходит по стандартной схеме. Мы выбираем
новую миссию на борту материнского корабля, открывая доступ к глобальной карте
кнопкой home, что привносит в игровой процесс редкое разнообразие. Затем, после
ооочень длинной загрузки мы оказываемся в заданной точке и быстренько долетаем
до места выполнения нового задания. После этого весь космос заканчивается и
начинается третьесортный шутер 10-15 летней давности, будто Дюк Нюкем изрядно
принял на грудь и начал безобразничать в переходах московской подземки!
Такое впечатление создается от того, что ваш походный челнок носится во всех
плоскостях внутри очередной космической станции, стараясь отыскать среди одинаковых
серых стен себе путь вперед. Если не пользоваться путеводным маркером, то сделать
это порой бывает совсем непросто, потому как потеряться в здешних унылых интерьерах
можно без труда.
Однотипные боты-враги задачу совсем не усложняют, а только вносят дополнительный
элемент раздражения в эти коридорные путешествия. Их AI находится примерно на
уровне мошкары над болотом, которая с радостью слетается на случайно забредшего
грибника. Маневрированию они необучены, поэтому уход в сторону с линии вашего
огня практически всегда оказывается для них не решаемой задачей. Добавьте к
этому еще и то, что «роиться» вражеские корабли в тесных коридорах будут бесконечно,
пока вы не активируете энергетическое поле или другой подобный триггер.
Мечта грибника
Последние надежды в Miner Wars 2081 возлагались на собирательство
полезных ископаемых и возможных артефактов. Уж если боевая составляющая оказалось
не жизнеспособной, то уж пусть, хоть экономический компонент игры не подкачает.
Увы, но подкачал и он. Заниматься бурильными работами на астероидах утомительно,
а стимулов к заработку для приобретения предметов насущной необходимости нет
совершенно никакого.
Несмотря на то, что ваш корабль регулярно нуждается в пополнении запасов кислорода,
топлива, оружия и некоторых других позиций. Но зачем пользоваться услугами магазина,
когда все необходимое в буквальном смысле слова валяется под ногами? Припасы
можно грести лопатой, если только не проносится сквозь все коридоры станций
без оглядки. И это яркий пример дисбаланса в игре, лишний раз указывающий на
незавершенность ее разработки. Форум игры пестрит от обращений игроков к разработчикам
по поводу чересчур закрученной сложности одних миссий и легкости других. То
турель попадается совершенно непроходимая, то вообще никакого сопротивления
никто не оказывает.
Космический мусор
По моему убеждению, космосимы всегда обладают огромным потенциалом. Вот только
реализовать его удается очень немногим. Большинство разработчиков это понимают,
поэтому и игнорируют этот жанр. Miner
Wars 2081 сделала попытку освоить космос нахрапом, но потерялась
в его необъятных пучинах.
Автор: Александр Соколов
|