Будущее расстилается перед нами как бесконечный тоннель метро.
И, может быть, однажды мы заслужим свет в конце этого туннеля.
Артём
Часто, когда группа разработчиков покидает родную студию (своим ли ходом или после сокращения штатов), они вновь собираются вместе и делают продукт, который едва ли не копирует их предыдущий опыт. Дизайнер и художник Билл Ропер покинул Blizzard – и его Flagship Studios сделала Hellgate: London – почти точную копию Diablo, только про подземку Лондона и будущее. Билл Тиллер, выходец из квестового отделения Lucas Arts, собирает студию Crimson Cow и делает A Vampyre Story – адвенчуру с острым привкусом старых хитов вроде Secret of Monkey Island. Примеров можно привести множество.
Но бывают и удивительные исключения. Несколько разработчиков из украинской компании GSC (в основном, арт-отдел) после релиза S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl покидает родные пенаты и организовывает студию 4A Games. И создает игру по известному роману Дмитрия Глуховского «Метро 2033». И эта игра оказывается ну ни разу не S.T.A.L.K.E.R.ом.
Апокалипсис сегодня
Пожалуй, единственное заметное сходство игры 4A c творением GSC – радиоактивно-постапокалиптический сеттинг с острым мистическим привкусом. Весь мир был уничтожен ядерной войной. В Москве несколько тысяч жителей смогли спастись, укрывшись в метрополитене. Приспособившись к существованию под землёй, люди начали постепенно осваиваться в непривычном месте жительства: разводить свиней и выращивать грибы, очищать воду и отбиваться от мутантов.
И вот, на одну из станций, ВДНХ, начали нападать «чёрные» – очень сильные человекоподобные существа с ментальными способностями. Один их жителей станции, двадцатитрёхлетний парень по имени Артём отправляется в Полис – единственное место в метро, где ему могут оказать помощь.
Как завязка, так и все остальные события, фракции и место действия игры повторяют таковые у Глуховского. «Метро 2033» - это ни что иное как интерактивное переложение романа, местами – почти дословное. Но поскольку в самом романе сцен, которые могли бы быть хорошим основанием для перестрелки, не так уж и много, 4А Games пришлось кое-что вырезать, кое-что добавить от себя, а местами – переписать с нуля, оставив минимум связей с оригиналом.
Так, например, по книге Бурбон погибает от ментального воздействия, а в игре же он оказывается в плену у бандитов. В книжном «Метро 2033» Артём выходил на поверхность буквально два или три раза, при этом одевшись в спецкостюм, - в игровом «Метро 2033» он шастает посмотреть на небосвод с поразительной регулярностью.
При этом тем, кто книгу читал, это не покажется чуждым, и даже такие спорные отличия как смена лета на зиму и дополнительная, альтернативная книжной, концовка, покажутся разумным обращением с творением фантаста и весьма интересным взглядом на его работу. Остальные же откроют для себя удивительный, интересный и проработанный до каждой мелочи мир, который по своей глубине и душевной организации едва ли не тоньше Fallout и Half-Life 2.
Новый мир
Абсолютно всё в «Метро 2033» нацелено на создание густой атмосферы. В личной комнате Артёма можно включить настольную лампу. Прогуливаясь по станции, можно наслушаться баек, процитированных из книги, увидеть спор двух друзей, посмотреть, как женщины готовят еду, мужчины охраняют блокпост, а дети рисуют на стене человечков. Есть возможность подойти и поторговаться с барыгами, если, конечно, есть патроны – местный аналог денег (к сожалению, разработчики в угоду балансу всё же разделили патроны-деньги и патроны для стрельбы, хотя никто не мешает использовать первые для стрельбы). В одном месте можно даже попытаться снять проститутку и получить… в общем, довольно специфический опыт. Все эти мелочи нисколько не существенны и на игровой процесс никакого влияния не оказывают, но зато на игрока это действует живительным образом.
Есть же фишки, которые же напрямую связаны с геймплеем. И они потрясают даже больше, чем те, что добавлены исключительно для антуража. Так, в «Метро 2033» практически полностью отсутствует интерфейс. Задание и цели миссии видны на планшете и компасе, который достаёт герой по нажатию клавиши «М». Количество патронов в большинстве оружия можно определить на глазок, а их привычный счётчик можно увидеть только в момент перезарядки. Число чистых фильтров для противогаза и то, насколько скрыт Артём от вражеских глаз, можно увидеть, достав часы, а оценить здоровье героя легко по дыханию и пульсации экрана. Никакого инвентаря ни у Артёма, ни у врагов нет – патроны собираются прямо у них с пояса и из карманов строго по принципу «один клик – одна упаковка», так что иногда для очистки ящика от содержимого приходится щёлкнуть мышкой раз десять.
Особенно приглянулся нам местный фонарик, который заряжается, натурально, от ручной динамо-машины, ручку которого нужно несколько раз нажать.
И даже если бы Metro 2033 был бы ужасным шутером с поганой графикой и нулевым геймплеем, только за подобные мелочи, атмосферу и сюжет ему можно было простить если не всё, то очень и очень много. Да вот в чём дело – «Метро 2033», ко всему прочему, ещё и великолепный шутер.
Следующая остановка – библиотека им. Ленина.
Каждая хорошая стрелялка должна иметь три составляющих игрового процесса: зрелищность и разнообразие ситуаций, интересные бои и богатство возможностей. И все три этих равноценно важных компонента в «Метро 2033» присутствуют в полной мере.
Игра ни на секунду не даёт соскучиться. В один момент игрока бросают защищать баррикаду, а уже через пару минут он бредёт в полутёмном тоннеле, судорожно считая патроны. Проходит ещё некоторое время – и вот Артём в составе небольшой группы зачищает небольшой подземный зал от упырей. Пять минут – и вот мы уже летим со свистом на дрезине, расстреливая бандитов. Уровень в библиотеке так вообще без всяких скидок можно назвать гениальным, как и восхождение на самый верх Останкинской башни.
По степени насыщенности интересными событиями игра 4А Games чуть ли не вплотную приближается к Call of Duty: Modern Warfare 2. Сравнение вовсе не случайное – местные кат-сцены на движке с видом от первого лица срежиссированы и поставлены так, что иногда кажется, что игра разрабатывалась западными разработчиками, а не ребятами из СНГ.
Перестрелки получились действительно энергичными и ожесточёнными. В условиях тотального дефицита патронов каждый бой превращается в суровое противостояние. К сожалению, омрачает их (и рейтинг – примерно на полбалла) две непростительных вещи. Первое – довольно странный искусственный интеллект врага. При том, что стреляет он действительно метко, его ориентация на местности оставляет желать и желать. И если глупым монстрам это простительно, то живым людям – как-то не очень. Ну и второе – довольно странный баланс оружия и система повреждений. Особенно печальным получился дробовик – как монстры, так и homo sapiens выдерживают иногда до четырёх выстрелов в упор. Учитывая тот факт, что в игре два вида дробовика – двустволка и автоматический дробовик на шесть зарядов, такое положение вещей будет стоить каждому игроку много нервов. Кстати, в голову стрелять, чаще всего, бесполезно – чтобы убить человека требуется в среднем три выстрела в голову. Каски у них одеты, товарищи.
Хотя в целом, многие эпизоды можно пройти, вообще не стреляя. Да, в «Метро 2033» есть стэлс, причём вполне полноценный. Метательные ножи, ночное видение, на крайний случай – пневматическая винтовка и пистолет с глушителем – всё на месте.
Польза прогресса
Использование самых последних технологий позволило разработчикам добиться поразительных результатов в картинке, в результате чего выглядит «Метро 2033» ничуть не хуже, чем играется. Превосходные тени, детализация объектов, пост-эффекты, висящие в воздухе частицы, дым… При всей ограниченности выразительных средств (туннели они и есть туннели), 4А Games умудрились сделать внешний облик игры невероятно запоминающимся и чётким.
Только не думайте, что при такой картинке можно ограничиться малой кровью. Двуядерный процессор, пара гигабайт оперативной памяти и видеокарта класса GeForce 8800GT – вот тот оптимум, что позволить насладиться большей частью красоты «Метро 2033» без обидных тормозов.
***
Metro 2033, без всякого преувеличения или лукавства, чуть ли не самый лучший шутер со времён Bioshock. Отработанный на все сто сеттинг, превосходная атмосфера, оригинальные и отлично работающие дизайнерские ходы, качественная картинка и отменный саундтрек от Алексея Омельчука (S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl) и Георгия Белоглазова (Sublustrum) – вот те составляющие, которые позволяют занести проект 4А Games в список самых заметных релизов последних месяцев.
Мы благодарим компанию "Акелла", Сергея Затинщикова и Константина Шувалова за предоставленную версию игры.
Автор: Данил Ряснянский
|
Что ж. Вери гуть.
КстатЪ >> "Один их жителей станции" - можно подправить канеш)
Но почему много людей игру ругают? Это те кто книгу не читал и не знают вообще про что создавалась данная игра?
"Вау, это не Сталкер" и "Фууу, это не сталкер". Те кому не нравятся - фанаты сталкера.
Что бы не говорили а значительная часть предметов здорово "перекликается" со Сталкером, от того и возникает нечто вроде обманутого ожидания у тех кто хабар "собирал" - вроде сталкер, ан - нет, не сталкер.
Хороше это или плохо не берусь судить. Но скажу что если бы эта игра вышла ДО Сталкера и Фолаута3, то это была бы бомба безо всяких натяжек, сегодня ...
Прошу не пинать но выскажу свое мнение.
Сейчас прохожу ТОЛЬКО ради того чтобы увидет концовку Да - графика и техническая проработанность впечатляет, хотя есть и несколько явных недоработок. Да есть атмосфера и антураж, но ...
В "технической" части непонравилось:
1. Всё прохождение можно случайно уничтожить в 3 клика мышкой: вместо загрузить игру ошибочно нажимаешь новая и все - профиль девственно чист. Это не есть гут и ни чего не стоило элементарно выкинуть окошко с предупреждением и с "Нет" по умолчанию.
2. Лично мне не нравятся чекпоинты и отсутствие обычных сэйвов (видать побыстрячку с приставки переносили )
3. Летающие монстры ну прям телепортируются на голову а не прилетают (если опустить голову) так что пикирование библиотекаря в сочетаинии с отсутствием сейва гарантирует возле библиотеки ... вобщем кто играл знает.
4. Не летающие монстры тоже умудряются запрыгнуть куда угодно: за тебя, под тебя и т.д. Так что даже если ты залез в угол и присел - туша которая в 2 раза больше тебя (и по логике ни как не влезет между тобой и стеной) обязательно оказыватеся сзади
Ну а вцелом ...
Где то на средине игры я понял что не могу нормально проникнутся и насладится атмосферой которую так умело и старательно создавали разработчики (а я бы хотел проникнутся ;)) А почему? Да потому что часто с первого раза ты просто не можешь спокойно с чувством с толком "пошарится по локе". То на конеч эпизода выйдешь (безо всякого предупреждения!) то спрыгнешь кудато, а назад тю-тю Вобщем такое впечатления что специально так задумано - мешать исследовать мир (хотя ИМХО туннели на мир все таки не тянут) Где то тут-же до меня стало доходить что под красивейшей оберткой - убогий по своей линейности шутер (я книгу не читал, но на сколько я понимаю ни кто не ограничивал разработчиков сюжетом книги кроме их самих). Дальше стал присматриваться к оружию ...
А с оружием довольно грустно Да прикольно пневматически накачивать всякие арт стрелялки но не по 100-тому разу. Как-то не чувствуется особой разницы ни в различных пистолетах ни в автоматическом оружии (имею ввиду модификации). Т.е. они как бы есть, но принципиального ни чего не дают. Так вобщем-то до звезды - ходишь ли ты с обычным пистолетом или со всеми наворотами. С автоматическим оружием получше - там и ёмкость магазина играет роль и скорострельность тож. чувствуется. В условиях дифицита патронов арбалет конечно выручает, но слишком быстро разряжается максимальное давление Дробовик вобще не пользую - недоразумение какое-то получилось. Короче разнообразное на первый взгляд оружие сводится в итоге к всего 4 видам: метательные ножи, ближний бой, автоматическое и арбалет (пневматик и дробовик против него не пляшут ваще).
Отсутствие возможности сколько нибудь существенно использовать оптику добило окончательно (неужели они там в метро все такие деревянные что залапывают пальцами КАЖДЫЙ оптический прицел?)
Вобщем что снайпером, что стелсом пожно поиграть в 1-2 эпизодах в остальных - отбойный молоток в руки и вперед, и ко второй половине игры мне это уже поднадоело.
Ощущение что тебя гонят по этому самому туннелю метро не давая толком попользовать именно то самое хорошее что в нем есть. Как скажите можно проникнуться атмосверой когда в наушниках половину игры слышиш хеканье в противогаз? В противовес вспоминается первый сталкер (я не сравниваю - просто вспомнилось) и первая встреча с кровососом - я чуть со стула не упал
Вобщем графика отличная, все добротно продуманно и прорисованно и атмосфера есть, но ...
Куча всяких нюансов накладываясь друг на друга просто мешают получать от этого удовольствие. И ладно бы не было на что смотреть! Но ведь есть же! Есть как минимум 50% для того чтобы это была бомба, но 10% из оставшейся половины не дают
Ну а по поводу сравнения со Сталкером ...
Как по мне то Сталкер не хватает того что есть в Метро (красивейшей стабильной графики, эффектов и атмосферы которую они позволяют создать)
А Метро не хватает того что есть у Сталкера - мира,
нелинейности, свободы! В метро нельзя забить на основную миссию и пойти бродить, нельзя выбрать стиль прохождения (я люблю по снайперить из далека) за исключением некоторых локаций, не особо "заточишься" на любимое оружие ... ну и т.д.
Т.е. трудно индивидуализироваться - вынужден тупо мочить мясо и это не радует.
Может просто меня уже не цепляют обычные шутеры?
Вобщем поставил 7
9 за техническую сторону и 5 за игру по сути итого 14/2
Но как первый блин вполне пойдет.
А вобще им надо было не уходить - если бы у чего-то вроде мира Сталкера была такая графа и техн. проработанность ...
Да - и это таки не вариация на тему Сталкера. Плохой ли хороший, но это самостоятельный проект.
Не знаю ни одного человека, который бы так глупо промахнулся.
>>2. Лично мне не нравятся чекпоинты и отсутствие обычных сэйвов
Они расставлены нормально, плюс сама идея квиксейвов в такой игре убила бы сложность прохождения
>> видать побыстрячку с приставки переносили
Абсолютная чушь. Версии для ПК и приставки монтировались с одной мастер-версии, только ИксБокс по упрощённым алгоритмам, чтобы на приставках держало 30 кадров в секунду
>>убогий по своей линейности шутер
В Биошок и ХЛ 2 тоже нет особого исследования мира и он тоже линейный, не говоря уже про Call of Duty 4. И только попробуйте сказать, что эти три игры - плохие.
>>А Метро не хватает того что есть у Сталкера - мира,
нелинейности, свободы!
Разработчики делали линейный шутер и задач сделать свободный мир у них не было - получился бы ещё один сталкер. К слову о нелинейности - две концовки как бы говорят, что как минимум о свободе действий в рамках коридоров говорить нужно.
на раскрутку метро 2033 потрачено как всегда больше сил, чем на сам проэкт.
Поиграл пару часов, и понял что мне ну ппц как скучно... Это больше похоже не на метро, а на большой туалет. Если б там не висело карты с нашми станциями, и из названия игры этого не следовало, я б вообще не понял наверно, что это метро, да еще и МОСКОВСКОЕ. Даже поход в "город" в фильме "кин дза дза" по тоннелю и то больше напоминал, что это тоннель метро. - в общем атмосферы никакой.
Далее... Озвучка, прорисовка и люди, долбанные аномалии, покупка продажа и размен... ВСЁ ЭТО НАСТОЛЬКО НАПОМНИЛО СТАЛКЕРА (хотя я не фанат дрочащий дома на игры, и вообще был не в курсе, пока на этот форум не зашел, что игрыу сделали те же разработчики) что в голове крутилось одно слово - спи...ли.. (я т думал это америкосы делали). Сталкер игра хорошая, даже очень. А вот метро... мдааа.. уныыло, черезчур линейно, скууучно... Короч не стоит оно того, что о нем говорят.
Я вот лично думал, что можно будет между миссиями по всему метро шататься по всем станциям, куда угодно. Что они хоть каплю будут похожи на реальные, а не сделаны как туалеты в СССР возле метро подземные.
Что там можно будет чем нить торговать подешевле купить в люблино, подороже продать на киевской... Но нет... Хдишь по одним и тем же тоннелям, стреляешь в кучу навоза с зубами.. и ходишь по сортирам. ВСЕ.
У вас есть данные по затратам на PR и по количеству затраченных денег на разработку? Если нет, то можете бросить ваши глупые догадки.
>>долбанные аномалии
Одна единственная летающая электрическая фигня, которую, кстати, придумал Глуховский, - это "аномалии"?
>>Сталкер игра хорошая, даже очень.
Сталкер говно, особенно Чистое небо, докажите мне и редакции обратное.
>>Я вот лично думал, что можно будет между миссиями по всему метро шататься по всем станциям, куда угодно.
Разработчики неоднократно говорили, что игра будет абсолютно линейным шутером и ориентиром делали Half-Life 2. В нашем превью было написано "по сути это линейный шутер и никакой свободы перемещения а-ля S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl тут не будет.", так что то, что вы там себе навыдумывали я уж даже не знаю.
Всё, что было известно о "Метро 2033", как игре - это скриншоты и ролики 2006 года + интервью Глуховского и одного из руководителей студии 4A.
Был просто вакум относительно хода работ над игрой.
Только за пару месяцев до релиза пошла волна видео обзоров из разных стран о "Метро 2033". Поэтому как раз ваши утверждения о малом вкладе сил в игру - плот воображения. По сравнению в 2006 годом игра (визуально) выглядит потрясно, что требует большого количества человека/часов.
Так или иначе для 4A Games, первая игра в лице "Метро 2033" - это несомненно успех. В России бы такие шутеры выпускали, а в Украине получается уже целых 2 команды, способны создавать игры мирового уровня в данном сегменте рынка.
Я более чем уверен, что GSC очень ревностно относится к этой игре, что не раз мелькало скупыми фразами в интервью с Григоровичем, не смотря на всю линейность Метро.