Что такое Max Payne? – Это потрясающие, тарантиновского полёта диалоги, харизматичные персонажи, захватывающий геймплей, атмосфера полицейской драмы, разбивающиеся кафельные стены и, по тем меркам, отличная графика. Что такое Max Payne 2? Точный ответ дать затруднительно, особенно в довольно узких рамках статьи. Но если сказать кратко – это все плюсы Max Payne, возведённые в квадрат, в абсолют. Такой, что повторить его даже близко не смог никто: ни в общем-то неплохой The Punisher, ни весьма оригинальный Stranglehold.
Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать ©
Нестандартно само по себе уже название игры. Люди, знающие английский язык, знают, что фамилия героя созвучно с другим словом – “Pain”, то есть «боль». Но и на этом занимательность не заканчивается. Вторая часть заголовка в принципе не поддаётся единому переводу, поскольку “Fall” обозначает не только «падение», но ещё в американском английском «осень». К чему этот долгий экскурс? А к тому, что он имеет непосредственное отношение к игре.
Макс Пейн (который прошёл основательный ребрендинг), детектив из Нью-Йорка, потерявший смысл жизни после гибели семьи нашёл-таки отдушину в работе. Его восстановили в должности, но… как известно обстоятельства всегда идут против Макса. Ко всему прочему, он ещё и влюбляется в Мону Сакс – киллершу, которая лично должна была пристрелить Макса. В результате как всегда герою предстоит нелёгкий выбор между законом и своими принципами. Не будет преступлением сказать, что никакого хэппи-энда в истории не будет. Просто его не может быть по определению, а трагический финал, который прозвучит как выстрел из крупнокалиберного пистолета, вряд ли оставит игрока равнодушным.
Вся история подаётся в форме небольших скриптовых роликов, а так же комиксов. Качество самих комиксов по сравнению с первой частью немного снизилось, но вот общее впечатление всё равно остаётся потрясающим. На словах это ощущение передать практически невозможно. Как и атмосферу всей игры. Её надо прочувствовать, прожить.
История «падения» детектива Пейна и его трагическое визави с Моной рассказывается на фоне осеннего, мокрого, серого Нью-Йорка. Теперь ясно к чему здесь слово “Fall”? Простите, но не удариться в метафору «осень природы – осень в жизни человека» невозможно. Именно на такой меланхоличный, созерцательный, немного печальный лад настраивает окружение.
А как комментирует происходящее сам Макс! Каждую речь хочется порвать на цитаты и потом при случае вворачивать в разговор. Юмора в них нет, наоборот – читается настроение человека, который просто устал. Настоящий надрыв души, как во многих песнях Виктора Цоя или гонконгских боевиках Джона Ву. Конечно, чересчур чувствительным людям в таком случае игра противопоказана – как минимум лёгкая истерика на финальных титрах обеспечена. Но другим игра даст повод для глубоких, возможно философских размышлений.
Сразу стоит сказать здесь и о звуковом сопровождении. Тоскливые (и это в данном случае комплимент) рулады на виолончели во время просмотра комиксов, лёгкий эмбиент, космической тоски мелодии… без них Max Payne 2 казался бы пресноват. Никак нельзя не упомянуть песню “Late goodbye” финской группы “Poets of the Fall” (и тут “Fall”?), которая является квинтэссенцией атмосферы игры. Настолько органично подходящим саундтреком могут похвастать единицы из игр. Между прочим, они отлично звучат и в отдельности. Могу поспорить, что если игра вам придётся по вкусу, то тот же Late Goodbye надолго, если не навсегда поселиться в плей-листе вашего проигрывателя.
Геймплей тут тоже есть
В принципе на этом статью можно было бы и заканчивать. Но, оказывается, в Max Payne 2, кроме атмосферы и сюжета есть и отличный геймплей. Основа практически не изменилась: бегаем, замедляем время, стреляем (оружие тут не главное, поэтому расписывать каждый ствол не имеет смысла).
Но игра полна мелких, но в корне меняющих дело мелочей. Скажем, bullet-time (местное slow motion или slo-mo) теперь копится сам по себе. Кажется, что ничего такого, но игра заметно упростилась – теперь можно отсидеться в уголке и выйти к врагу во всеоружии.
Далее заметно чаще стали попадаться «обезболивающие» - местный аналог аптечек. Из других, весьма приятных добавок стала такая фишка: Макс не встаёт с пола после прыжка до того момента как не прекратит стрелять. Тоже мелочь, но в первой части из-за этого Пейн часто получал очередь в живот до того момента, пока встанет с пола. Теперь это в прошлом.
Оригинальной геймплейной фичей стала тут игра за двух персонажей поочерёдно. Так сцена, когда вы играете Моной Сакс, прикрывая Макса со строительной площадки с винтовкой «Драгунова» можно вписать в список одной из самой занятных идей в играх. Правда, всё-таки большую часть рулить придётся всё-таки Максом. Естественно, что это позволяет взглянуть на одни и те же события с разных углов зрения и создаёт потрясающее ощущение сопричастности к происходящему.
Дело тут, конечно, не только в геймплее и атмосфере, но и графике. Max Payne 2 даже сегодня смотрится потрясающе. Красивая анимация, хорошее освещение, чёткие текстуры уровней, внимание к деталям и прорисовке моделей. Кстати о моделях – Макс может порадовать такой детализацией и о которой не мечтают даже некоторые современные герои игр. Уж сколько было потрачено полигонов только на плащ Макса остаётся только гадать. При этом кудесники из Remedy так поколдовали над оптимизацией, что даже на слабейших машинах игра умудряется не тормозить. Сейчас это мало кого волнует, а тогда все диву давались какие результаты даёт грамотная работа с системным кодом.
За физику в игре отвечает знаменитый движок Havok, в чьём послужном списке значатся такие хиты как Painkiller и Half-Life 2. Отвечает, знаете ли, добросовестно – тела поверженных врагов падают согласно всем законам Ньютона, а обильно рассыпанные интерактивные объекты (как-то стулья, столы, коробки и прочая дребедень) весело разлетаются от взрыва гранаты. Геймплейной нагрузки, конечно, много не несёт, зато выглядит красиво.
Наконец разговор о графике стоит подвести к дизайну уровней и тем пресловутым деталям. «Банальность» - слово явно не из лексикона Remedy. Даже простой офис они могут оформить так, что ощущение реальности не покинет вас – небрежно рассыпанные по столу бумаги, светящиеся мониторы, телефоны, чашка горячего кофе. Вы не найдёте в игре ни одного пустого и безжизненного помещения. Кстати, ощущение «взаправдашности» не покидает тебя и из-за местного… телевидения. Войдя в комнату мы можем случайно увидеть включенный телевизор, на котором передают не какую-то муру, а самые настоящие телепередачи. На одном канале крутят мыльную оперу под названием Lord & Ladies (некое подобие «Богатые тоже плачут»), на другом – удалой мультик про комиксового героя Captain Baseball-bat (с ним в игре будет особая, весьма забавная сцена).
***
Из всего этого и складывается безошибочный хит, шедевр. Потрясающий и глубокий сюжет, харизматичные персонажи (многие перекочевали из первой части), безупречные диалоги, атмосфера нуар-детектива, отличная графика, занятный геймплей. Достоинства Max Payne 2 можно перечислять просто бесконечно долго. А недостатки настолько крошечны, что под ворохом плюсов их невозможно углядеть.
Автор: Данил Ряснянский
|
Игра ничуть не хуже первой части, а в чем то даже превосходит ее. Прекрасный пример того, как сиквел игры может не уступать ей в основных достоинствах и в чем то даже превосходить ее.
Еще плюс игры, в том, что в ней есть две концовки. При чем вторую открыть гораздо сложнее, чем первую. Так же как и в игре Painkiller, с тем лишь исключением, что не нужно собирать карты Таро. Однако пройти игру на всех уровнях сложности, в том числе и на очень сложном, все равно придется.