Вокруг Mass Effect 3 сейчас творится какой-то нечеловеческий ажиотаж. Форумы переполнены спорящими фанатами, троллями разной толщины, игроками, которые только недавно ознакомились с жанром, просто любопытными… И как-то за спорами на тему потенциальных гомосексуальных отношений Шепарда-мужчины, натянутого финала, качества экшеновой и ролевой части все упустили самое важное.
А именно то, что будоражащий сотни тысячи умов научно-фантастический сериал, который волновал многих на протяжении пяти лет, подошёл к концу. Конечно, будут DLC, а в (не)далёком будущем наверняка стоит ожидать какие-нибудь спин-оффы или приквелы, но история о капитане космического корабля «Нормандия», в одиночку борющегося с инопланетной расой Жнецов, грозящей всему живому во Вселенной, завершена.
Горн победы
История – это то, на чём держится Mass Effect 3, что является путеводной нитью, без которой вся его сущность рассыпалась бы на мелкие осколки, которые не были бы никому интересны. В этом смысле третья часть, пусть и гораздо очевиднее весьма интригующей поначалу первой части и безупречно запрягающей второй, берёт космическим масштабом.
На этот раз командору Шепарду придётся объединить все разумные расы, чтобы направить их ресурсы на строительство и охрану секретного оружия под названием Горн, которое, теоретически, должно остановить начавшееся полномасштабное вторжение Жнецов.
Силы в прямом смысле приходиться собирать по каплям. Даже перед лицом общего врага все космические нации продолжают крутить закулисные интриги, устраивать подлоги, старательным образом блюсти исключительно личные интересы, используя Шепарда в качестве универсального средства решения собственных проблем. В таких условиях каждое принятое игроком решение может подставить под угрозу существование не отдельных личностей или флотов, а целых наций. И зачастую, честь и хвала сценаристам Bioware, этот выбор не носит очевидную моральную окраску и основан на личных симпатиях и предпочтениях сидящего по ту сторону экрана. Минимум трижды Mass Effect 3 заставляет очень крепко задуматься над своим поступкам, чего в предыдуших частях, по сути, не было.
Правда, накал страстей и постановку Bioware всё же не выдюжили – сильно повлиял и уход ведущего сценариста первых частей, Дрю Карпишина, и авральный темп разработки. Игра очень неровная и это видно невооружённым взглядом – местами хромает режиссура роликов, кое-где диалоги кажутся топорными донельзя, некоторые эпизоды представляются чрезмерно затянутыми и необоснованно халтурными. Причём зачастую какие-то побочные квесты на голову превосходят сюжетные миссии. А уж упомянутый во вступлении финал повергнет в ступор даже тех, кто сможет его понять и принять.
Время собирать камни
Нивелируется это притащенным багажом сохранений из предыдущих частей. Mass Effect 3, пожалуй, самая личная, самая персональная из когда-либо созданных видеоигр. Каждое действие, каждый поступок, совершённый ранее, находит своё отражение в событиях третьей части. Спасли ли вы королеву рахни или безжалостно истребили, оставили ли «Церберу» базу Коллекционеров или взорвали, сохранили ли вы результаты работ саларианского учёного по излечению генофага или стёрли – всё это и многое другое обязательно принесёт свои плоды, которые с радостью или грустью придётся пожинать.
Особенно умилительными окажутся встречи со старыми напарниками, если конечно они остались в живых после самоубийственной миссии в финале второй части. Кроган Грюнт стал командующим особого отряда, Миранда Лоусон покинула ряды «Цербера» и отправилась на поиски своего отца, смертельно бойной ассасин Тейн доживает свои последние дни в Цитадели, - как бы глупо это не звучало в отношении героев компьютерной игры, напарники Шепарда запомнились и полюбились многим. И тем реальнее становится переполняющая тебя грусть, когда на третьей палубе «Нормандии» замечаешь мемориальную доску со списком всех не доживших до финала героев.
Перестрелки-перестрелочки
По большому счёту, всё остальное не суть важно, да и особого исследовательского интереса не представляет. Боевая часть со времён Mass Effect 2 изменилась слабо, разве что сделала ещё один решительный шаг в сторону экшенов – искусственный интеллект, набор и арсенал врагов поднялись на существенно иной уровень, а появление рукопашного боя внесло в перестрелки лёгкую изюминку, наконец-то доведя уровень перестрелок в сериале до стандартов жанра шутеров от третьего лица.
Ролевая система, казалось бы, тоже стала богаче – и выбор класса стал оказывать влияние на процесс, и количество навыков существенно расширилось (как и их вариации), и апгрейды с модулями для оружия, которые были ещё в первой части, снова вернулись в строй. Но при импортировании персонажа из предыдущих частей роль всей этой конструкции существенно снижается – при желании игру можно пройти и самым первым автоматом.
Да и сами забавы с подбором стволов и раскидыванием навыков сильно подпорчены убогим интерфейсом, который абсолютно неинформативен, режет глаза и не содержит совершенно необходимых возможностей как-то смены оружия во время боя, а не только на борту «Нормандии».
Космическая одиссея
В плане дизайна так же наблюдаются нездоровые противоречия. С одной стороны, многие уровни идеально скомпонованы с происходящими на них заданиями и не дают глазу цепляться за технические шероховатости – настолько хорошо поставлены перестрелки и перемежающие их диалоги и окружение сочетается с действием. С другой, нередко возникает ощущение, что ты играешь в какой-то второсортный клон Gears of War – и тут внезапно могут вылезти и ужасные однообразные коридоры, и убожественная анимация с картонными персонажами, выговаривающими криво написанные диалоги. Правда, первого всё-таки намного больше.
Интересная история произошла и с музыкой – даже если не признавать тот факт, что всё, написанное не Клинтом Манселлом (то есть 95% материала) является мусором, всё равно получается как-то печально: той идеальной работы со звуком, которой радовала первая и, частично, вторая часть нет и в помине – звуковое сопровождение не запоминается или кажется сильно неуместным.
Обязательно пройди кооператив
Ну и напоследок нельзя не отметить весьма спорное решение Bioware внести в игру кооператив, который практически обязателен к употреблению. Дело в том, что за каждый мультиплеерный матч, который, опять же, напоминает таковые в Gears of War, игрок получает так называется очки готовности Галактики, которые умножаются на полученные в одиночном режиме ресурсы. По умолчанию коэффициент равняется 0.5, следовательно как минимум десяток кооперативных сессий пережить ради счастливого финала придётся.
Несмертельно, учитывая достаточно высокое качество кооператива (в котором, тем более, можно сыграть практически за любую расу и любой класс), но как минимум спорно и необычно в ориентированном исключительно на одиночную игру сериале.
***
Mass Effect 3 правильнее всего воспринимать не как отдельное произведение, а как завершающий акт большой космической оперы – и тогда все её многочисленные шероховатости будут нивелированы размахом, масштабом и проработкой мира, над которым работали несколько лет целый штат способнейших сценаристов.
Мы благодарим компанию EA Russia и лично Андрея Яковлева за предоставленную версию игры.
Автор: Данил Ряснянский
|