Тема Эпохи Великой Депрессии 20-40х годов, сухого закона и прочей мафиозной романтики очень популярна в геймдеве (наряду с мировым апокалипсисом и Второй Мировой) Поэтому игр, связанных с ней вышло довольно много. Среди них были и экшены (см. The Godfather), и тактики (Chicago 1930), и даже экономические стратегии (Дон Капоне). И вы можете наперечёт знать, сколько патронов в автомате Томпсона, цитировать кодекс Козы Ностры на итальянском языке и бесподобно играть джаз, но прочувствовать ту атмосферу, понять причину, по которой люди вступают в Семью вы сможете лишь сыграв в «МАФИЮ». И в свете выхода сиквела, который, быть может, состоится в начале следующего года, хочется вспомнить этот шедевр игровой индустрии.
Однажды в Америке…
Так назывался один из шедевров мирового кино, признанный одним из лучших фильмов про мафию (да и про жизнь вообще). Mafia: The City of Lost Heaven - это игра «Однажды в Америке». Продуманная, кинематографичная, с чётко поставленным сюжетом и совершенно непредсказуемой и лихой развязкой.
История такова. Простой американский парень итальянского происхождения Томас Анджелло работал в годы Великой Депрессии таксистом, получал гроши и вёл честную, но очень бедную жизнь, которая резко изменилась, когда он спас двух лучших «торпед» (так называют самых обученных киллеров мафии) дона Сальери – Сэма и Поли. Привлечённый гонораром, внешним видом членов Семьи и некоторыми внешними обстоятельствами Томми поступает на работу к Сальери. Несколько лет он честно служит мафиозному клану, но потом его начинают Его постоянно раздирать противоречия между долгом, который он должен выполнять, находясь в клане, и моралью с совестью. Итог этой борьбы (весьма печальный) мы и видим в финале игры.
Это лишь фабула, общее. А вот частное: в игре много главных и побочных персонажей, у каждого из которых есть своя философия жизни, мировоззрение, все они личности с яркой индивидуальностью, характером. И это придаёт ощущение, что ты не играешь в игру, а смотришь художественный фильм с бюджетом пару десятков миллионов долларов. Таких выпуклых, живых персонажей можно найти мало где: разве что в Kane and Lynch: Смертники да в Max Payne.
Конечно, жизнь мафиози не обходиться без ураганных перестрелок, лихи погонь, налётов, контрабандных операций и налётов. В «Мафии» есть всё с кучей. Скучать на протяжении 20 миссий просто некогда – банальный визит ресторана с боссом выливается в жестокую перестрелку с представителями другого клана, обычная задача по выкупу грузовика виски у поставщика переходит в адреналиновую погоню, а спокойная прогулка с девушкой до дома – в драку с гопниками.
Город потерянных небес
Действие происходит в вымышленном голосе Lost Heaven, прототипом которого были Нью-Йорк и Чикаго 20-40 гг. XX века – автомобили с тентами, джаз, первые небоскрёбы – всё узнаётся сразу.
Размеры самого города не велики и целиком его можно объехать минут за десять. Но если учесть огромные по территориями пригороды, систему симуляции жизни (пешеходы, общественный транспорт, мосты разводят опять же), стилизацию (особенно красиво смотрится Китайский Квартал) и проработанность каждого квадратного метра, то получается уникальный, пропитанный атмосферой тех лет и исправно действующий мир.
К слову, об атмосфере. На неё играет не только проработка антуража, но и гениальная, феерическая музыка. Саундтрек игры составлен как из классических джазовых мелодий («Караван», к примеру), так и современных композиций (особенно удалась мейнстрим мелодия в миссии «Бегущий Человек» на аккордеоне. Всё подобрано с таким прилежанием, что подчас кажется, что лучше придумать просто нельзя физически. Оригинальна была идея связать районы города с разными мелодиями – переходя невидимую границу района, мы активируем триггер, который меняет композицию. Например, в районе Чайна-Таун играет развесёлая мелодия, посвящённая как раз именно этому району. Невозможно придраться ни к озвучанию персонажей (в том числе и в русской версии от 1С), так и к аутентичным звукам типа выстрелов, взрывов и т.п.
Где-то за городом, очень недорого, папа купил автомобиль…
Оружия кстати, в Mafia не так уж много - автомат, два дробовика (помповое ружьё и обрез), несколько пистолетов и револьверов, две винтовки, коктейль Молотова и ручной инвентарь (среди которого есть бита и прибор имени half-Life – монтировка). Зато количество покрывается качеством и существует тонкий баланс между частотой встречаемости оружия, его убойной силой, точностью и скорострельностью, так что в ходе действия придётся работать всем понемногу.
Процесс использования оружия обставлен на высочайшем уровне. Все видели ганстерские саги, в которых главный герой в чёрном костюме-тройке, красном галстуке и небрежно засунутой в уголок рта зубочисткой даёт длинную очередь из «Мясорубки» (проще – автомат Томпсона) и под ноги ему катятся гильзы и трупы? И это в Mafia наличиствует. Если учесть отличную физику оружия (гильзы остаются валяться на земле, а выкинутые употребленные обоймы с приглушенным стуком падаютя на землю по законам старика Ньютона), то выглядит это просто потрясающе...
Наконец, о самом приятном и сладком – об автомобилях. В игре присутствует бессчетное множество (что-то около семи десятков) автомобилей. При этом все они отличаются друг от друга не только внешними данными (габариты, формы, цвета), но и ТТХ – весом, ускорением, управляемостью, живучестью (хотя сейчас уверяют, что всего лишь весом и ускорением, но мы то знаем правду). Ориентиром для разработчиков был, ни много ни мало, сам Gran Turismo. И разработчики Mafia смогли приблизиться к его уровню. Ведь в игре также есть превосходная система повреждения машин: капот гнётся, двери изгибаются, стекла бьются, тент рвётся и т.д. что прибавляет погоням ещё большей огонька и драйва – когда полицейский автомобиль на скорости 120 км\час врезается в столб и теряет передние колеса, по телу разливается приятное тепло.
Кстати, о полиции. GTA глупостей, когда при убийстве копа в тёмном углу об этом прознают все его коллеги нет. АИ также один из лучших в шутерах. Водить во всяком случае, компьютер умеет неплохо.
Последние слова
Кроме кампании в Mafia есть ещё два режима – «Прогулка» (в английской версии он называется Freeride, то есть свободное перемещение) и «Большая прогулка», которая открывается лишь по факту выполнения кампании. В первом случае нам дают машину (на выбор), весь арсенал оружия, кассу денег (для приобретения оружия, ремонта, лечения и сохранения игры), которая пополняется после убийств мафиози, быстрой езды и от частного извоза граждан. А ещё дают весь город. Целиком. Эдакая песочника – играй, пока не надоело. Второй режим более оригинален и представляет собой бонусные задания увеличенной трудности: по всему городу в укромных уголках расставлены 15 человек, которые зазывно размахивают руками и дают очень сложные и неповторимые задания вроде проезда на тихой машине по мосту, который бомбардирует дирижабль или зачистку маленького дворика от большого числа гопников. В награду мы получаем уникальные автомобили (обычно очень быстрые и оригинально оформленные), которые мы вольны взять с собой в режим «Прогулки».
В итоге получается игра, в которую должен поиграть любой уважающий себя геймер. Хотя бы для того, чтобы подготовиться морально к релизу второй части, которая судя по всем, сможет по всем статьям заткнуть как и свою предшественницу, так и весь список шедевров волны 2008-2009.
Автор: Данил Ряснянский
|