Потребителей продукции видеоигровой индустрии (как и любой другой индустрии, в принципе) можно условно разделить на несколько типов. Если не сильно углубляться в детали, то получится около 5 больших групп. Представители первой не следят за индустрией, не знают какие выходят в конкретном месяце новинки, но не прочь поиграть с друзьями в FIFA под пивко или потратить пару-тройку вечерков на новый Call of Duty. Gratuitous Space Battles точно не для них. Вторую группу составляют люди уже знающие, чем отличается Call of Duty от Medal of Honor (правильный ответ – уже ничем, поздравляю, теперь вы тоже знаете это), более-менее следящие за игровыми событиями, но все равно играющие от случая к случаю. GSB и не для них. В третью группу можно отправить всех тех, кто постоянно посещает тематические сайты и форумы, пробует практически все новинки и назубок знает даты релизов грядущих хитов. Вряд ли предмет нашего обсуждения им понравится. Четвертая группа – люди донельзя увлеченные одной-двумя играми. Сюда можно отнести и дотеров (ультующих и кастующих спеллы часами напролет), и сталкеров (ищущих аномалии и иногда клепающих сомнительного качества модификации) и любителей World of Warcraft (знающих, как изменялись локации после каждого нового патча). GSB и им не придется по вкусу. Ну и наконец пятая категория - гики и любители инди. На них-то и рассчитана Gratuitous Space Battles. Хотя…
Почувствуй себя Королёвым.
Если взглянуть внимательнее, Gratuitous Space Battles и не игра вовсе, а довольно странный представитель маленького жанра интерактивных конструкторов. Здесь вам не придется собственноручно отстреливать конечности сотням тысяч инопланетян, не нужно будет исследовать просторы космоса и раскапывать планеты в поисках утерянных звездолетов. Но по воле создателей игры придется довольствоваться ролью главнокомандующего космического флота на полставки, а по основной профессии его единственного конструктора.
Много ли вы знаете действительно хороших игр-конструкторов? Ярким и известным примером может послужить тот же Spore , где мы сначала играли в симпатичную аркаду, потом собирали своего монстра и бежали им захватывать мир и вселенную. Что же нам предлагают делать здесь?
При старте миссии авторы говорят: «Постройте корабли». Согласившись, игрок попадает в меню конструктора, поначалу немного пугающее изобилием мелких непонятных деталей, кучи опций и прочих финтифлюшек. Однако деталей, при дальнейшем рассмотрении, оказывается не так уж много, что сильно ограничивает простор творчества, но зато упрощает работу, которая здесь на удивлении однообразна и скучна. Уже через двадцать минут становится понятно, что клепать свои корабли здесь немногим веселее, чем вручную, на бумаге, делать сборочный чертеж шестеренной гидромашины.
Если в других играх создание космической флотилии обставлено с немалой долей помпезности и веселья, то здесь это типичная рутинная работа. Все что нужно, так это подогнать детали под спецификации, то есть требования, потом поставить побольше пушек (желательно на нос корабля, чтобы увеличить радиус обстрела) и улучшить доступные запчасти. Что же, может быть, от этого ощутимо меняется внешний вид создаваемой посудины? Как бы ни так, довольствуйтесь изменением технических характеристик, убойной мощи и оценочной стоимости.
Ну хорошо, немного помучавшись в конструкционном режиме переходим на экран боя, лелея в душе сладостное предчувствие… и что же видим? Вы, наверное, подумали о прекрасном стратегическом режиме, где игрок может управлять своей армадой кораблей, показывая при этом чудеса реакции и тактико-стратегического мышления? Забудьте! Нет и нет, авторы в очередной раз сильно бьют нас челом о грешную землю, заставляя очнуться и отбросить иллюзии в сторону. Весь стратегический режим заключается в необходимости грамотного подбора качества и количества кораблей, способных разгромить армаду противника (её нам показывают перед заданием). Залог успеха – знание буквально одного правила. Против больших кораблей противника нужно ставить такие же большие свои корабли, а против маленьких такие же мелкие. И не жадничайте, тратьте все отпущенные деньги, они все равно вам больше ни зачем не пригодятся.
Запомнили? Отлично. Расставляйте корабли на стартовых позициях и приготовьтесь лицезреть шикарные, фантастические и вдохновляющие космические бои. Нет, это не сарказм, бои в Gratuitous Space Battles действительно вышли на славу. Во многом благодаря продуманности визуальной стороны сражения. Все в лучших традициях Звездных Войн: при избирательном отсутствии физических законов пространство космоса перекрывается разноцветными лучами лазеров, большие корабли постоянно разваливаются на части и разлетаются осколками по сторонам, мелкие взрываются, оглашая все на мили вокруг звонкими взрывами. Ничего не скажешь, зрелищно и красиво. Но вот только играть только ради красивых боев (которые, кстати, можно забавно ускорять и замедлять) – крайне сомнительное удовольствие, вряд ли оправдывающее нудные часы, проведенные в редакторе.
Кроме одиночной кампании (если совесть позволит назвать так десяток не связанных между собою простеньких миссий) в игре есть и мультиплеер. Фактически, представляет он собой один в один то же самое что и одиночная кампания, при одном только отличии - играть с живым человеком не в пример сложнее, нужно гораздо разумнее тратить деньги и продумывать размещение кораблей, наобум, раскидав войска по карте, победить уже точно не получится.
***
Беда поджидала Gratuitous Space Battles там, где её меньше всего ждали. Кто бы мог подумать, что в конструкторе космических кораблей, рассчитанном на любителей конструирования, самой скучной и утомляющей окажется именно фаза постройки корабля. А счастье было так близко, нужно было лишь добавить несколько мини игр, как-то разнообразить процесс строительства, сделать его немного веселее и ярче. Реализм и все дела, это конечно хорошо, но это ведь не документальный фильм, но игра, развлечение, за которое люди платят деньги. А кто, скажите честно, станет платить за скуку и рутину, коей с лихвой хватает и в реальной жизни?
Автор: Василий Карпушев
|