Переходная стадия от консолей текущего к консолям нового поколения – золотая пора. Обычно именно в это время, когда абсолютно все возможности и особенности приставок изучены, а технология разработки не единожды обкатана, на сцене появляются игры космического масштаба и качества. Выход Grand Theft Auto V, который мы попытались проигнорировать, доказывает – если и нужно готовить похороны уходящего поколения, то невероятно пышные. И с оркестром.
О дивный открытый мир
В своё время ещё в Red Dead Redemption и, частично, в GTA IV, Rockstar смогли доказать то, что кроме них никто не умеет строить открытый мир, так, чтобы в него получалось безоговорочно верить и, самое главное – чтобы в нём было настолько комфортно находится, что возникало абсолютное чувство сопричастности к происходящему на экране.
Так вот, GTA V – это одно большое бесконечное чувство сопричастности. Гигантский Лос-Сантос, который почти не похож на своего брата из GTA: San Andreas (но зато является весьма правдоподобной моделью Лос-Анджелеса), и окрестные территории живут полноценной и абсолютно самостоятельной от игрока жизнью. Воришки тащат у дам сумочки и бросаются наутёк, копы гоняются за нарушителями правил правопорядка и перестреливаются с преступниками, люди ходят за покупками, гуляют, обедают в летних кафе, загорают на пляжах и вообще ведут активное осмысленное существование.
Если игрок отправится на природу, то работающая экосистема не оставит его и там – полноценный животный мир, доставшийся по наследству от RDR, функционирует исправно и в GTA V.
При этом Rockstar намеренно заполняет все возможные прорехи в том месте, где идёт взаимодействие игрока и мира каким-то сумасшедшим количеством контента. Случайные задания навроде поимки карманника, дополнительные квесты у всяких городских нуждающихся и сумасшедших, десятки видов занятий – от йоги до охоты и от тира до тенниса превращает GTA V даже вне сюжетных заданий в сборник персональных историй и ярких событий: первый сбитый на просёлочной дороге олень, первый прыжок с парашютом, первое погружение в прекрасно проработанный подводный мир, первые полчаса реального времени, потраченные на здешний Интернет и телевидение.
К слову о них – Rockstar, кажется, превзошли самих себя в уровне политической и социальной сатиры. Жёстко, хлёстко, без купюр, но не переходя грань цинизма и мерзости, разработчики издеваются над современными ценностями, нетрадиционной сексуальной ориентацией, политикой, мировой финансовой системой, стереотипами, царящими в головах людей по отношению к определённым социальным группам, музыкой, кино и так далее. Кажется, не такой сферы жизни, которую так или иначе не затронули бы в GTA V.
Трое в лодке, не считая ротвейлера
Когда же дело прямиком начинает касаться сюжетных перипетий, в дело вступает самое важное нововведение GTA V – героев-то в игре теперь не один, а сразу три. Первый – бывший криминальный воротила (а, как известно, бывших преступников, как и бывших военных, не бывает) Майкл, который живёт жизнью типичного зажиточного американца – вилла в престижном районе, дорогая машина, бассейн во дворе. К сожалению, его законопослушная жизнь не очень складывается – жена изменяет ему с тренером по теннису, дочь ведёт распутную жизнь и ни во что не ставит отца, а сын всеми силами пытается доказать свою состоятельность, но неизбежно терпит поражение. Второй герой, Франклин, молодой темнокожий бандит из гетто, который всеми силами пытается вырваться из круга своих глуповатых друзей, войти в мир большого криминала, разбогатеть и жить как Майкл. Наконец, третий, самый колоритный персонаж – типичный деревенщина с жуткой рожей, Тревор. Он любит массовые убийства, варит метамфетамин (привет, Breaking Bad!), периодически впадает в психоз и вообще – по сравнению с ним Майкл и Франклин кажутся настоящими ангелами во плоти.
Введение трёх персонажей в игру решило сразу две больших проблемы, типичные даже для великолепной GTA IV. Во-первых, отпала необходимость наличия огромного числа второстепенных персонажей с огромными собственными сюжетными линиями. У каждого из трёх главных героев есть как своя собственная история – со своими проблемами и задачами, так и общее дело, которое и двигает главную сюжетную линию игры. История GTA V крутится исключительно вокруг главной троицы – как и положено хорошему драматическому произведению.
Вторая решённая таким образом проблема – однообразие. Игровой процесс GTA IV некоторые считали чересчур скучным и повторяющимся. В Grand Theft Auto 5 всё не так. Надоело решать семейные проблемы Майкла? Переключайтесь на Франклина, который обычно занимается мелким грабежом и угоном. Устали от этнической преступности и «йо, нигга»? Жмите кнопку – и камера, эффектно рванув ввысь, прилетит к Тревору, который обычно занимается тем, что привносит в относительно тихий Сан Андреас настоящий хаос и разруху.
Самое забавное, что в то время, пока вы управляете одним героем, двое других занимаются своими собственными делами. Особенно интересен в этом плане, конечно же, Тревор – никогда не знаешь, что он будет делать при очередном переключении на него – готовить наркоту, дрыхнуть в труселях с бутылкой на берегу моря в окружении трупов или участвовать в мордобое.
Кроме сюжетно-практического разграничения сфер деятельности, герои, прямо как в заправской RPG, отличаются навыками и способностями. Франклин лучше водит машину и умеет включать слоу-мо, находясь за рулём, Майкл – наоборот, водит так себе, но зато отлично стреляет и может прикидываться Максом Пейном, врубая Bullet-time, а Тревор лучше всех владеет аквалангом и штурвалом летательных аппаратов. В бою же он активирует режим ярости, увеличивающий показатели урона и защиты.
Партия наша
Заигрывания с ролевыми элементами не случайны – да, чаще всего герои проводят время в гордом одиночестве, но нередко объединяют свои усилия ради совместного ведения бизнеса. Выражается это, прежде всего, в ограблениях – огромных комплексных многоэтапных миссиях, где у каждого из героев есть отведённая ему роль. Выбрав способ прохождения («по-тихому» или с выломанными дверями и стрельбой – впрочем, без этого и так обходится крайне редко), нужно основательно подготовится к такому заданию – взять необходимое оборудование, транспорт и особые средства. Например, Франклину могут поручить добычу автомобиля, Тревору нужно будет раздобыть взрывчатку, а Майклу – маски. Соответственно, и во время самой заварухи у каждого из героев будет своё поле деятельности: один герой будет сидеть в засаде, другой – принимать на себя основной удар, а третий (Тревор, конечно же) – расстреливать всех со снайперской винтовки и гранатомёта.
Иногда на подобного рода миссии приходится притаскивать с собой специалистов – хакеров, стрелков, водителей и так далее. Эта необходимость порождает дилемму – хорошие спецы обычно и берут приличный процент от куша, а плохие могут сильно осложнить ход операции. А деньги, в принципе, тут есть на что тратить – улучшения машин и покупка гаражей, вызов вертолёта, недвижимость и даже биржевые операции.
Мегапиксели
Рассматривая Grand Theft Auto 5 под прицелом зоркого ока, сокрушаешься лишь о том, что у Rockstar не было выбора, кроме как выпустить игру с таким бюджетом на консолях уходящего поколения.
Конечно, программисты постарались выжать максимум из железа семилетней давности, и их труды иначе как аплодисментами встречать не получается – картинка на экране получилась достаточно сочная, яркая, прилично детализированная и снабжённая отличными спецэффектами. При этом всё равно вся эта красота идёт иногда с приличным скрипом – текстуры подгружаются с опозданием, случаются подвисания, фризы и падения частоты кадров. Слава богу, играть сильно это не мешает. В любом случае, очень хочется появления игры на PC и приставках будущего поколения – наш отдел предсказаний предполагает, что случится сие не позже лета будущего года.
***
Grand Theft Auto V, конечно же, не лучшая игра на планете. И при всех её достоинствах вряд ли хоть кто-нибудь смеет назвать её идеальной. Но о ней можно повествовать непозволительно много и долго, с высочайшим пиететом рассказывая о тысяче мелочей, которые вместе с отточенной механикой и дивным живым открытым миром порождают игру космических пропорций. Пропускать такую игру – значит не уважать ни себя, ни игровую индустрию как таковую.
[Рецензия актуальна для PS3, XBox 360. Материал создавался на основе PS3-версии игры]
Мы благодарим компанию "1С - Софт-Клаб" и лично Максима Самойленко за предоставленную версию игры.
Автор: Данил Ряснянский
|