Механика Цивилизации бесспорно гениальна. Сид Мейер придумал настолько емкую, глубокую и универсальную модель игры, которую при должном желании можно натянуть буквально на что угодно: начиная от симуляции управления маленькой колонией подводных говорящих бактерий и заканчивая полноценной игрой о трудовых буднях сенатора Палпатина, управляющегося с огромной космической империей. И если первое в силу своей очевидной бредовости вряд ли когда-то увидит свет, то со вторым все гораздо проще и сложнее. Много лет назад мы уже видели и Sword of the Stars, и Master of Orion, и даже прекрасную Galactic Civilizations 2. Жаль только, что последние лет пять на горизонте космических стратегий царила гнетущая тишина. Новых анонсов нет, ремейков старых шедевров тоже не видно. Теперь же любителям глобальных стратегий есть чему порадоваться, ведь не так давно выходцы из компании Ubisoft, что открыли независимую студию Amplitude, выпустили свой первый продукт – Endless Space. Глобальную и космическую, как все и хотели.
Wandering Star
До самого релиза оставались вполне резонные сомнения в качестве того продукта, что ляжет на прилавки игровых магазинов. Сможет ли игра дать какой-то новый опыт или, на крайний случай, подарить впечатления хоть немного, но схожие с известной классикой жанра? Сдюжат ли французы, известные экспериментальностью и сыростью своих первых проектов? Сегодня, по прошествии времени с момента релиза, можно совершенно точно ответить: сдюжили. Endless Space - это не идеальная, но практически дословно воспроизведенная Цивилизация в космосе. Отчасти она даже схожа с Galactic Civilizations 2, но до слепого копирования дело не дошло. И слава богу.
Итак, начинается игра. Для начала выбор расы из списка. Здесь выбор довольно богат: если хотите играть людьми, то под эти цели отведены Объединенная Империя (скоп корпораций) и Флот Шеридан (военная хунта). Больше притягивают инопланетяне? Пожалуйста, на выбор цивилизация клонов Горацию (удивительный типаж, разработчикам хочется просто аплодировать стоя и сняв воображаемую шляпу, за его ввод в игру), космические японцы Хишшо, увертливые и хитрые Пилигримы, жутко воинственные Крэйверы и даже ученые-Софоны. Набор, впечатляющий в первую очередь разнообразием доступных тактик игры и не слишком характерной для подобных стратегий тонкой иронией.
Выбрав себе расу по вкусу, каждый игрок оказывается в своем темном, пыльном и позабытом всеми приличными людьми и нелюдями секторе галактики (тут ведь есть ещё и мультиплеер, работающий по тем же принципам, что и одиночная кампания). Дальше – классическая цивилизация, с абсолютно привычными, бессмертными способами одержать победу. Начиная от «торжества науки», когда для победы в партии нужно изучить определенные технологии, примитивной войны, с захватом большей части разумного космоса или дипломатической победы, которая наступает здесь крайне неожиданно.
A Space Boy Dream
Amplitude Studious вообще очень правильно уловили и воспроизвели классический принцип четырех Е: Explore, Expand, Exterminate, Exploit – Исследуй, Расширяй, Уничтожай и Используй. Если даже в Цивилизации, которой обычно прощаются все мелкие грешки, игроку постоянно приходилось спускаться до уровня мелкого управленца-завхоза, решающего пусть жизненно важные, но такие примитивные вопросы, то Endless Space даёт реально почувствовать себя правителем большой империи, решающим исключительно важные и достойные вопросы, которые никому другому поручить невозможно.
Свидетельствуют в эту пользу и местное «нововведение» - карточные битвы. Забудьте, что когда-то в играх была возможность, лично управляя космическим крейсером, наделать лишних дырок под хвостом очередного трусливого врага. Здесь все по другому: перед сражением вам выдают карты со стратегиями – защита или нападение в ближнем бою, бою на дальней дистанции и сражении с применением дальнобойных орудий. Вы же должны решить, какая стратегия в битве против конкретного врага сыграет наилучшим образом. Впрочем, даже ошибившись, вы не сделаете ничего фатального и непоправимого, ведь здесь можно сменить стратегию боя прямо во время ожесточенной схватки, тем самым полностью изменив картину, разворачивающуюся на экране.
Что интересно, одной цельной игровой карты мира, полюбившейся нам по Цивилизации, в Endless Space не завезли. Здесь её заменяют небольшие звездные системы, связанные паутиной гиперпространственных туннелей. Эти «космические шоссе», между прочим, на определенных этапах развития своей империи вы вольны прокладывать на свое усмотрение. Немаловажно отметить и то, что ключевыми для империи вещами здесь являются ваши планеты, а точнее их атмосфера и вид, определяющий размещаемое там производство. К примеру, на жаркой красной планете идеально разместится все, что связано с производством, начиная от постройки кораблей и заканчивая выплавкой орудий труда, а холодная планета с вечной зимой послужит идеальным местом дислокации ученых (общеизвестно ведь, что в холоде думается лучше). Если же в вашей звездной империи внезапно случился дефицит холодных планет, а развивать науку все же хочется, авторами предусмотрена волнующая возможность – терраформирование! Одним ловким движением руки можно превратить пылающую огнем планету в зеленый рай для фермеров, ученых или производственников. Доступен и отчасти обратный процесс – население планет здесь можно очень просто перебрасывать с планеты на планету, усиливая тем самым слабые производства и уравнивая баланс.
Кроме всего прочего, у Endless Space очень удобный интерфейс (кощунство конечно, да и фанаты не одобрят, но местами он даже удобнее чем в Civilization V) и маняще-красивый внешний вид. Наблюдать за тем, как здесь вращаются планеты, переливаясь лазурью морей и молочно-белыми волокнами облаков, а ночами сквозь атмосферу просвечивают городские огни, можно часами. Текстуры космического пространства, сияющие звезды, модели – все сделано просто на высочайшем уровне. Даже как-то с трудом верится, что создатели этой игры когда-то были причастны к, по большей части жутко недоработанным и кривым, продуктам небезызвестного французского издательства.
***
Вместе с большой частью "цивилизационной" механики, Endless Space унаследовала и главную черту именитой серии: за игрой все так же незаметно летит время, и постоянно хочется «вот тут ещё чуть-чуть доиграть, и вот там немного закончить». Да, это не самый лучший представитель жанра – та же Galactic Civilizations 2 превосходит её местами почти на целую голову. Но, тем не менее, искать какие-то недостатки в творении Amplitude Studious просто не хочется, уж слишком оно притягательное и цельное.
Автор: Василий Карпушев
|