«Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена?, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.»
М. Лермонтов, «Бородино»
Время кипело… Время бурлило.. Переливалось всеми цветами радуги… Издавна эпоха следует за эпохой, век за веком, мгновение за мгновением… Дух времени – это история.. Историю надо знать, чтить и уважать.. Это факт.
Империя превыше всего
«Si vis pacem, para bellum (лат.) - Хочешь мира, готовься к войне»
Корнелий Непот
Отгремели европейские междоусобицы, отгрохотали крестовые походы, отслужила свой срок святая инквизиция, закованных латы рыцарей, вооруженных тяжелыми мечами, сменили легкие уланы, примитивные катапульты отправились в утиль, а их место заняли литые стволы грозных орудий, украшенные художественной резьбой, галеоны и каравеллы отправились к неведомым странам. Множество самых разнообразных событий претерпела история на своем пути от средних веков к 1700 году нашей эры. Они остались где-то там, в далеком прошлом, а мировые сверхдержавы ожидало новое столетие борьбы за место под солнцем. По Empire: Total War теперь можно учить историю того времени – настолько качественно в игре отражены все более-менее значительные события XVIII века. Каждое из них неминуемо произойдет в игровой вселенной, изменив, преобразовав общее течение геймплея, но только от действий игрока зависит, какой же окажется история через сотню лет после начала компании.
То, что масштаб Empire: Total War значительно возрос заметно по первым же минутам игры: игровые территории времен Medieval канули в лету, сменившись на карту, охватывающую фактически весь земной шар, предлагая игроку почувствовать «тотальную войну» вне рамок локаций, практически один в один как в Victoria: An Empire Under the Sun. Бескомпромиссное соперничество ведут между собой полсотни государств, из которых игровых - чуть больше десятка. Не много, но игра за каждую из стран уникальна и ярко отличается от остальных. За примерами далеко ходить не придется. Начавшая утрачивать к тому времени свое колониальное влияние Испания озабочена по самые уши удержанием позиции большого игрока на мировой арене. Швеции, лишенной колониальных задач, не остается практически ничего, кроме как теснить Российскую Империю на единственном фронте, стремясь получить полный контроль над Балтией. У России же проблем ничуть не меньше – кроме мощных шведов приходится как-то разбираться с агрессивно настроенной Речью Посполитой и турками, желающими отхватить себе Азов. В то же время правителям разорванной на части Италии куда сподручнее думать, как объединить под единой властью Апеннины. И так с каждой игровой фракцией – свои плюсы, свои минусы, свои приоритеты, свои проблемы – каждая из них единственная в своем роде. Это один из фактором высокой ре-играбельности Empire: Total War, но далеко не главный. Решающую роль в этом играет стратегический анализ, который не покидает голову игрока ни на минуту, что во время игры, что даже тогда, когда компьютер выключен. Мозг буквально ежесекундно занят планированием дальнейших действий. До этого такой уровень игровой атмосферы могла обеспечить лишь Europa Universalis 3.
В Empire: Total War на новый качественный уровень вышли все составляющие глобального режима игры. Игровая карта по-прежнему поделена на провинции, которые, кстати, заметно выросли в размерах, но вот все остальное, что касается их развития, изменилось до неузнаваемости. В каждой игровой области решающую роль играет основной город, через который осуществляется застройка, которая на этот раз обошлась без очередей. По мере развития провинции, она обрастает многочисленными вспомогательными сооружениями: фермами, деревнями, шахтами, научными центрами, портами, фабриками. Каждое из них в Empire: Total War не для галочки, а выполняет свое собственное предназначение. При помощи учреждений образования проводятся различные научные изыскания, которые, хоть и не дотягивают до уровня Sid Meier's Civilization 4, но весьма заметно отражаются на всем игровом процессе. Фабрики обеспечивают темп производства. Порты оказывают прямое влияние на экономическую базу фракции. К слову об экономике, теперь она играет одну из основных ролей в Empire: Total War – за налаживанием и обороной торговых путей, поиском рынков сбыта и другими прелестями менеджмента незаметно пройдут многие часы игры. Существенно прибавила и дипломатическая составляющая: теперь искусственный интеллект не только принимает весьма разумные решения, но и рычажков для того, что бы манипулировать странами, сталкивая их интересы лбами, стало намного больше. Немного улучшилась и политическая основа – революции, смены власти, бунты со всеми сопутствующими конечно не претендуют на уровень Hearts of Iron 2, но неплохо дополняют геймплей.
Неплохо обстоят дела и с механической частью глобальной карты. Empire: Total War в этом аспекте стала больше напоминать Sid Meier's Civilization 4: Colonization или Lords of Realm 3. Внешний вид весьма симпатичен, хоть и не для глаза, избалованного «некстгеном» - модельки несколько кривоваты, в особенности отображение лесов. Но зато в плане эстетического взгляда все проработано на очень высоком уровне. Визуализация на мировой карте городов, деревень, игровых персонажей и тому подобных мелочей действительно радует взор.
Интерфейс не перегружен различными статистическими материалами, не забит он и лишними мешающими игре иконками, но при этом интуитивно понятен. Разобраться в том, что и где находится, не составит труда даже для новичков в жанре глобальных стратегий.
Своей толики похвалы заслужило и музыкальное сопровождение: красивые исторические мотивчики не раздражают, не выбиваются из скорости ведения геймплея, но и ничего особенного собой не представляют.
Война неминуема
«Alea jacta est (лат.) – Жребий брошен»
Гай Юлий Цезарь
Но, сколько не планируй свои действия на глобальном уровне, как ни старайся – война в любом случае рано или поздно станет неизбежной. Таким образом, переходим к главному «козырю» серии, основной движущей силе, если можно так выразиться – тактической фазе боя. Сразу стоит отметить то, что, несмотря на довольно серьезные изменения, Empire: Total War не лишила матерых стратегов «пиршества ума» в разнообразии тактических действий.
В первую очередь стоит обратить внимание на то, что теперь практически все виды юнитов обрели возможность дистанционной атаки – по старинке сражаются лишь отряды малого количества игровых фракций. А этот факт внес значительные улучшения по части игрового баланса. Так, например, отныне не получится выиграть битву, имея под контролем отряды одной лишь кавалерии, даже самой лучшей – грозные конники будут наголову разбиты обычной пехотой, коли ту грамотно построить. Отныне придется комбинировать различные виды войск – без этого никак. Так же Empire: Total War стала значительно лучше по количеству разнообразных тактических ходов и стратегических хитростей. В основном, это достигается большим разнообразием юнитов, для каждого из их видов можно разработать свою собственную модель поведения. Примеров можно привести великое множество. Гренадеры являются по существу ударной пехотой – залп из ружей, удар по противнику серией гранат и в штыковую. Драгуны – легкая конница - идеально подходят для внезапных атак, как вроде быстро приблизились к врагу, спешились, дали залп, вернулись в седло и отступили. Уланы и гусары весьма удачно справляются с ликвидацией неприкрытой артиллерийской батареи или атаки на разрозненные отряды противника. Для обычной пехоты предусмотрено несколько формаций ведения боя, как то стрельба в три ряда, с выдвижением третьего ряда в переднюю линию, построение в «каре» - лучшее средство против вражеской кавалерии. Ну и, конечно же, нельзя обойти стороной «богов войны» - канониров. Один удачный залп из пушек может запросто изменить весь ход сражения.
А вот по части искусственного интеллекта к разработчикам по-прежнему есть претензии. Компьютерный оппонент хоть и несколько поумнел – иногда додумывается до атаки во фланг или в тыл – все еще предпочитает давить массой по правилу «больше – значит лучше». До уровня AI из Операция «Багратион» еще очень и очень далеко.
Очередное нововведение разработчиков в Empire: Total War – это перенос морских баталий в режим тактического боя. Задолго до релиза игра щеголяла яркими и красочными скриншотами с изображением красивых парусников, схлестнувшихся в битве не на жизнь, а на смерть. Конечно, такая «плюшка» стратегам далеко не в новинку – вспомним Imperial Glory – но для семейства игр Total War этот опыт был первым, хотя и ожидаемым – представить себе век колониальных войн без отработки противостояния на водах невозможно. И старт, что впрочем, не удивительно, удался. Точно так же, как и в Age of Sail 2 кораблям можно назначить определенный тип ядер, скорость, маршрут движения, и расслабится в кресле, наблюдая за ходом боя. В ходе сражения никаких резких тактических ходов принимать не придется, разве что приказать взять вражеский фрегат на абордаж. Других возможностей для того, что бы тарой-тройкой хитроумных маневров перевернуть ход неудачно складывающегося сражения, как это возможно в наземной битве, не будет. Поэтому на начальном этапе планирования атаки придется серьезно поразмыслить.
Уже не молодой движок от Medieval 2 в Empire: Total War выдает в режиме боя просто великолепную картинку, как с технической стороны, так и по части дизайна. Первый делом хотелось бы отметить просто очаровательные спецэффекты: яркие и зрелищные взрывы, туман порохового дыма обволакивающий поле боя, отлично сработанные погодные условия – все это выглядит просто замечательно. Так же впечатляют ладно прорисованные модели юнитов и их анимация – двигаются «оловянные солдатики» вполне естественно. Кроме того, нельзя не упомянуть про уникальную способность движка использовать для автоматической генерации войск множества самых разнообразных мелких деталей – именно поэтому каждый пехотинец выглядит отлично от «соплеменников» и войска не напоминают видом армию клонов. Заботливо расставленные по игровым локациям дома, мельницы и тому подобные мелочи органично вписываются в визуализацию всего происходящего – двух одинаковых мест боя в Empire: Total War нет и быть не может. Но брутальности «тотальной войне» все еще не хватает – из-за возрастного ценза земли, пропитанной кровью, вы не увидите.
Но особенно по части зрелища удалась разработчикам реализация морского боя. Прорисованные до самых мелких деталей модели боевых судов не оставят равнодушными никого. При приближении камеры прекрасно видны члены экипажа, занимающиеся своими прямыми обязанностями в разгаре сражения. Ни и конечно вода, выглядящая на все сто баллов, щеголяющая шейдерами и очаровательной анимацией.
Возможно, в отыгрыше сражения интерфейс покажется чересчур громоздким, загораживающим уж слишком большой кусок обзора. Но зато он очень функционален и удобен в использовании – в пылу битвы не придется выискивать нужную функцию.
Звуковое сопровождение выполнено на ура: звуки взрывов, выстрелов, стук копыт несущейся в атаку конницы, артиллерийская канонада, шум дождя – все органично и «прикручено» на свои места.
***
Бой окончен. Ожидания и чаянья даже самых недоверчивых фанатов, как серии, так и жанра в целом, как минимум оправдались. Empire: Total War без сомнений великолепная, величественная, шедевральная глобально-тактическая стратегия – одна из лучших в этой стезе. У Imperium Romanum 2 нет ни единого шанса. Пока выходят игры такого класса эксклюзивом для «персоналок» – за любимую игровую платформу переживать не приходится. Empire: Total War стоит всех консольных «only» вместе взятых. А учитывая то, что «за бортом» остался отрезок со средневековья до XVIII века, а так же кусочек истории после завершения событий Empire: Total War становится ясно, что в будущем The Creative Assembly подарят нам еще не одну стратегию линейки Total War. Но это будет после. А сейчас: Империя одержала громкую победу - Империя торжествует.
Автор: Вячеслав Кунцевич
|
Здесь есть все, чтобы она понравилась конечному игроку: отменная графика, интереснейший геймплей и стратегическая часть.
Прекрасная стратегия с неопределённым будущим...