Начало истории. Черный экран и сбивчивое, надсадное дыхание мужчины. Он бежит. Убегает. Ему страшно. На короткое время монитор озаряется логотипом игры, после чего все снова погружается во тьму. Да что ж такое? Может, дело в видеодрайверах? Кодеках?
Ход мыслей прерывает громкий, пронзительный писк. На экране (ну слава богу!) появляется мобильный телефон. SMS. По маленькому дисплею медленно ползут буквы авторства некоего Echo: «Не бойся. Я рядом!». Да уж, подбодрил. Тут же, на телефоне, обнаруживается значок фонарика, а сам аппарат оказывается чем-то вроде внутриигрового меню. Нажимаем на картинку с лампочкой, и в тусклом свете появляется… мужчина. Скульптура. Глупая, дурацкая статуя! Тут же обнаруживается уйма телег из супермаркета, заполненных мраморными ногами, руками, головами и еще черт знает чем. Боже милостивый, зачем это здесь? По полу ползут железнодорожные рельсы, а на деревянном столе у стенки стоит детский гроб. С трупом. Вот бы мне эдак с десяток святых отцов да крест размером со слона сюда! А ведь только начало.
Cruel child`s game
Немного очухавшись после, без сомнения, эффектного и не менее пугающего вступления, начинаем понимать, что же происходит. На злополучном гробу (там еще и огромный красный крест есть) обнаруживается порванная на кусочки газета, собрав которую, получаем некоторые сведения, пусть и не сильно поначалу касающиеся происходящего.
Как и любой уважающий себя квест, Dark Fall не спешит делать подсказок о сюжете. Из собранного в кучу листка бумаги становится понятно, что еще в 1947-ом году в городе под названием Довертон (мы еще о нем упомянем) исчезла маленькая девочка. Тут же, в газете, напуганные подростки божатся, будто видели призрак Эми (так зовут пропавшего ребенка) в лесу. Как оказывается чуть позже, в наше попечение выдали инспектора полиции, расследовавшего ту пропажу и ушедшего в отставку. Так как завершать незаконченные служебные дела – пример хорошего тона у блюстителей закона, офицер решил таки найти девочку.
Вот с этой-то пропажей нам и предстоит иметь дело, ибо Эми уже, кажется, померла, а ее чистый и непорочный, но оттого не менее беспокойный дух решил свести инспектора со свету. На пару с нашей нервной системой.
Естественно, как и любая самодостаточная мертвая девочка, Эми оказывается не так проста. Во всех хитрозавихрениях истории вы будете разбираться до самого победного, и даже когда по экрану поползут титры, останется целая туча вопросов. Мертвая Эми – только верхушка, у здешнего сюжета найдутся инопланетяне, магические ритуалы, прыжки во времени, жирные тараканы, противные черви… Крепитесь.
Lost Souls доставляет удовольствие даже не столько отменной историей, как всепроникающим, оглушающим чувством неизвестности и неопределенности. Кажется, что вами играют как марионеткой. Вот, ну вот начинает прощупываться хоть какая-то нить, ключ к пониманию всего, как вдруг за дверью обнаруживается непонятно откуда взявшийся выпотрошенный ежик, а рядок с ним – банка с костями (с ровно пятнадцатью костями, что даже на банке написано). Тряхнете емкость – на столе сложится какой-то знак, вообще не вписывающийся в ваше понимание сюжета. Или в подвале отчего-то найдутся неизвестного назначения чертежи. Или манекен, воздевающий к потолку руку. Игрок, подобно слепцу, прощупывает каждый дюйм экрана в поисках хоть чего-то, хоть отдаленного намека на причину всей этой вакханалии. В таких условиях пиксель-хантинг (довольно по-божески выполненный, кстати) как таковой не надоедает вообще.
По устройству Lost Souls – абсолютно стандартный квест от первого лица. Дабы всем, кто не играл в Myst, было понятно, что означает «стандартный» в данном смысле, кратко поясним.
Все действия в Dark Fall совершаются с помощью мыши, даже перемещения. Чтобы пойти прямо, повернуть, глянуть вниз или вверх, нужно подвести курсор к краю экрана и, увидев указывающую в соответствующую сторону руку, повернуть туловище протеже куда нужно. Учтите, роль этого самого альтер-эго явно играет киборг, ибо поворачивается он строго под прямым углом, а при выполнении действий над предметами рук не видно. Телекинез, не иначе.
Головоломки же всегда логичны, хоть порой и бывают сложны. С другой стороны, вы ведь всегда любили объяснимые трудности, не так ли?
Свет покинул это место
Вы знали, что Lost Souls – это уже третья часть серии Dark Fall? До этого были The Journal и Lights Out. В первой мы бродили по тому же Довертону, что фигурирует в третьей части, а во второй искали ни с того ни с сего исчезнувший маяк. Что примечательно, автором всей трилогии является довольно известный Джонатан Боакс.
Если вы играли в его предыдущие игры, то найдете в Lost Souls отсылки к ним. Как пример: когда доберетесь до железнодорожной станции Довертона, на телефон придет сообщение: «Помнишь это место? Подумай хорошенько». Именно в отеле, находящемся возле станции, и происходила The Journal. К третьей части у разработчика, кажется, полностью сформировалась фирменная манера создания атмосферы. Джонатан, подобно создателям Penumbra, дает четко почувствовать главного героя. Дабы открыть окно, приходится мышкой тянуть ручку к себе, с дверей снимать засовы, крутить грызуна по кругу, чтобы повернуть рычаг, трясти банки с костями.
Чувства протеже во время особо напряженных моментов демонстрируются на экране. Увидев призрака, инспектор шарахается, услышав тревожный звук – клацает зубами, а наткнувшись на большого и жирного червя – с отвращением произносит «Что это за… штука?». Поверьте, у вас ощущения будут такими же.
Недостатки пенсионного возраста технологии Боакс очень, очень удачно замаскировал с помощью отличной работы с освещением. Точнее, его отсутствием. Заходить в комнату и лицезреть двух сидящих в полумраке манекенов бывает непередаваемо жутко. Ведь во тьме они настолько сильно похожи на настоящих людей!
Хорошо вписан сюда фонарик, прикрученный к мобильному телефону. Некоторые места в игре нарочито затемнены, и, чтобы увидеть скрытое, нужно их подсветить. Нажимаем кнопку – лампочка неуверенно вспыхивает, и на какое-то время в темноте возникает… призрак. Женщина. В разодранных лохмотьях. Без руки. Боже, так к старости и с катушек съедешь с этими играми.
Естественно, без правильного (скорее, устрашающе правильного) звука все эти заигрывания со светом были бы просто смешны. Но нет, вся безлюдная станция и отель доверху забиты, засыпаны, утыканы всхлипываниями, завываниями, поскрипываниями и неразборчивым шепотом. Здесь даже туалет, обычный туалет (ну, не совсем и обычный) пугает до полусмерти: на стенах написаны загадочные фразы, в раковинах ползают кровавые насекомые, из туалетной кабинки доносится плач. Да что там, даже звук наполняющегося унитазного бачка вгоняет душу в пятки. Не дай вам Бог иметь 5.1 стереосистему.
Культивируя давно известные и семьдесят целых и четыре десятых раза виденные приемы, Джонатан Боакс умудряется пугать прямо до дрожи. У Dark Fall очень особенная, тягучая, вязкая атмосфера, которая очень искусно нагнетается и постоянно давит, давит, давит. Не удивляйтесь, если вам среди ночи вдруг приснится звонко смеющаяся Эми. Она ведь просто девочка. Мертвая.
***
Lost Souls вряд ли вообще стоит советовать. Подобные вещи делаются всегда на любителя и уж точно не рассчитаны на впечатлительных или беременных личностей. Вот только любителей «нервишки пощекотать» всегда много, и вы вполне можете оказаться одним из них. Нет? А вы пробовали? Как бы то ни было, а изящнее Dark Fall нас не пугал ни один квест в уходящем году.
Напоследок дадим один совет. Если получится, попробуйте сыграть в Lost Souls вдвоем. Ведь сесть за игру как подобает, ночью, при выключенном свете, с хорошими колонками и выкрученным звуком мало какой мазохист сможет. А вот вдвоем это получится у всех. Не думайте, даже двоих попугают изрядно, атмосфера никуда не денется, но ведь с кем-то оно всегда уютнее, не так ли?
Автор: Александр Макарович
|