В прошлом году игровая индустрия увидела целую плеяду хитов. И это были не просто шедевры – каждая из игр высказала новое слово в своём жанре. Call of Duty 4 показал, как именно должны выглядеть линейные шутеры, Bioshock продемонстрировал богатый внутренний мир и обилие возможностей, а Assassin’s Creed (консольная версия ведь вышла именно в 2007 году) стал первым в мире экшеном с полноценным паркуром.
Но весь этот список звёздных проектов был бы явно неполным без Crysis. По сути дела Crysis открыл миру новый жанр – sandbox-экшен, то есть экшен, который поместили в открытый и доступный мир, не ограничивая никакими особенными рамками. К сожалению, согласно русской поговорке, первый блин как всегда вышел комом. При всей своей уникальности по части геймплея, в Crysis было местами ОЧЕНЬ скучно играть. Однотипные враги, динамика, которая близится к нулевой отметке, совершенно не цепляющий сюжет, отсутствие интересных игровых ситуаций – список весьма внушительный. К тому же игра нещадно тормозила на высоких настройках чуть ли не на всех компьютерах, чья стоимость была ниже 500 евро.
Исправить ситуацию должен был быть аддон под названием Crysis: Warhead, который делал будапештский отдел студии Crytek. Получилось ли? Не совсем. А местами и совсем не. Но обо всём по порядку.
Один день из жизни Психа
Первое, от чего очень хотели избавиться Crytek – откровенно дырявый и непонятный сюжет. Поэтому для помощи в написании сценария к Warhead они пригласили Сьюзан О’Коннор, которая так же отличилась созданием отличной истории в Bioshock, хорошей в Gears of War и похабной (как и сама игра) в Blacksite: Area 51.
Что сказать… общая идея – на пять, исполнение на три с плюсом. Выдвижение в центральные персонажи другого члена отряда «Хищник», Психа, выглядело весьма интересным сюжетным ходом. Напомним, что в оригинальном Crysis товарищ Псих исчезал в первые два часа игры, а потом появлялся ближе к финалу, и что происходило с ним за этот промежуток времени – загадка, которую мог бы красиво разгадать Warhead. Красиво не получилось. Синопсис вообще банален – командование США обнаружило у корейцев контейнер с боеголовкой (она то и есть Warhead) и поручило Психу добыть её любой ценой. На самом же деле это, естественно, не боеголовка, а очередное инопланетное тело, а цена за шеститонный ящик окажется весьма немалой.
Помимо совершенно заезженной основной линии имеется: хамоватый главгерой, не упускающий случая вставить едкое словечко, классический главзлодей, который в огне не горит, в воде не тонет и систематически до самых титров бьёт морду главгерою, есть крикливый начальник (точнее начальница по фамилии Эмерсон) и друг-приходящий-в-трудный-момент. Ах да, в качестве массовки приглашённые звёзды – инопланетяне и корейцы. Сюжетных штампов – целый вагон. Есть даже место, где по идее игрок должен утереть с лица скупую мужскую слезу. Про знаменитую фразу Станиславского говорить как-то даже неудобно. Как и вспоминать про финал Warhead, который по уровню бездарности находится ровно там же, где и оригинал.
В итоге выходит такой типичнейший сюжет голливудского боевика, от которых потихоньку уже начинает мутить. Халтурой это назвать нельзя – выглядит-то всё весьма бойко, только пахнет жуткой и затхлой синтетикой.
Частично от ужаса сюжета оригинала Crysis: Warhead уйти всё же удалось. Всё дело в умелой режиссуре. Роликов на движке стало намного больше, при этом львиная доля кат-сцен показывается не от первого лица, а от третьего, что гораздо лучше передаёт именно атмосферу боевика. Наконец-то появились и интересные игровые ситуации, и бойкий экшен, и динамика. Правда, за это Crysis поплатился…. «песочницей».
Call of Crysis???
Пока вы, вероятно, подбираете некстати закатившуюся под стол челюсть, рассказываем – Crysis: Warhead представляет собой практически ЛИНЕЙНЫЙ шутер, завязанный, страшно сказать, на скриптах как какой-нибудь CoD 4. Судите сами: почти четверть игры отъедают уровни-поездки а-ля Half-Life 2 на судне на воздушной подушке и джипе. Другая зарисовка – путешествие на крыше поезда с эскортом бешено стреляющих корейцев. Ну и наконец ещё минимум два раза Crysis прикинется прямо каким-то тиром, где нужно продержаться определённое время, отстреливаясь от инопланетных гостей.
«Песочнице» Warhead уделяет от силы треть, если не четверть игры. В результате он скорее напоминает не оригинальный Crysis, а скорее помесь Gears of War и Half-Life 2.
Хорошо это или плохо? Трудно ответить однозначно. Мы прощали Crysis многое именно за уникальность геймплея, а теперь имеем дело практически с рельсовой стрелялкой. С другой стороны совершенно шикарные уровни искупают линейность Crysis: Warhead.
Чего только стоит вторая миссия, когда Псих совершает прорыв через огромные полчища корейских войск: приходится на ходу выпрыгивать из горящего джипа, с разбегу вскакивать в другой и так почти десять минут кряду. Не менее адреналиновыми и динамичными выглядят и уровни-тиры.
Кстати насчёт «выглядят». Crytek Hungary слегка приукрасили движок CryEngine 2.0 по части спецэффектов (заметно красочнее стали взрывы), но в целом картинка остаётся на прежнем высочайшем уровне, хотя прежнего «вау-эффекта» она уже не производит. Греют душу тут два момента. Во-первых, венгерцы очень постарались при создании пейзажей – штурм милого курортного посёлка на лазурном побережье можно записать в явные плюсы. Ну и второе – хоть для полной демонстрации своих визуальных возможностей Crysis Warhead как и оригинал требует компьютер hi-end класса, для того чтобы насладиться игрой, хватит и быстрого середняка, благо связка из хорошего двухядернного процессора и видеокарты не ниже класса GeForce 8800GT стоит в сумме долларов 350.
Casualis
Геймплей, кроме перехода на рельсы, также претерпел весьма значительные изменения. Сложность убивали примерно раз в пять - теперь гораздо проще включить режим максимальной скорости, ворваться в строй врагов и дать длинную очередь, чем прятаться со снайперской винтовкой по кустам. А дело всё опять же в двух вещах: ИИ и количестве хитпоинтов. Внимая стонам игроков, которые жаловались на то, что по статистике на каждого корейца тратилось по половине обоймы, разработчики сделали так, чтобы бедняги отправлялись на тот свет с трёх-пяти патронов. Даже солдаты в нанокостюмах ложатся от пары зарядов с дробовика. Казуальщина? Не то слово. AI врагов как был примерно на уровне пробкового дерева, так примерно там же и остался.
Специально для тех, кто страдал от высокой сложности в оригинале, Crytek пришили целый список читерского оружия. Все помнят сцену из «Терминатора-2», когда герой Шварценеггера поливает полицейские машины из шестизарядного ручного гранатомёта? Другая пример – ЭМ-гранаты, которые на раз вырубают инопланетян и нанокорейцев, прямо как EMP-бомбы в кинотрилогии «Матрица». Ну и наконец ещё один бесчестный приём Психа – стрельба из УЗИ с двух рук, «по-македонски».
В нанокостюме же никаких перемен замечено не было, разве что энергия костюма пополняется, чисто субъективно, немного быстрее.
***
Итог получается не менее спорный, чем в случае с первым Crysis. С одной стороны мы получили короткий, но очень бойкий адреналиновый экшен с потрясающей и неплохо оптимизированной графикой и вменяемым сюжетом. С другой стороны, Warhead ушёл от оригинала и уже одной ногой стоит рядом с Call of Duty 4 и Half-Life 2. Как бы то ни было, посмотреть на этот гибрид скриптов и sanbox – любопытная штуковинка вышла, однако.
P.S. Быстро подоспевшая локализация оказалась весьма средней – текст переведён хорошо, но вот голоса (вы ни за что не захотите услышать русский вариант Психа) и особенно интонации гуляют так, что по возможности лучше знакомиться с английской версией.
Автор: Данил Ряснянский
|