Ни для кого не секрет, что лучшие славянские экшены заготавливаются на Украине. Причём все как на подбор – в пост-коммунистических сеттингах: «S.T.A.L.K.E.R.», «You Are Empty» и вот, наконец, «Collapse». Впрочем, на сеттинге сходства заканчиваются, благо обозреваемая игра – самый настоящий «non-stop action» с видом от третьего лица.
Глубоко сочувствуем амбициозной команде из Киева: тягаться с такими монстрами, как «Devil May Cry 4», «Assassin's Creed» и очередным «Принцем Персидским» - задача не из лёгких. Да и тягаться, по большому счёту, нечем: графика в «Collapse» выполнена на уровне «Half-life 2» четырёхлетней давности, а боевая и акробатическая системы не выдерживают никакого сравнения с вышеупомянутыми брендами. Хотя с другой стороны, надо же с чего-то начинать. И сам факт, что, являясь дебютным проектом, «Collapse» одним махом уделывает такие «шедевры» отечественного игропрома, как «Братва и кольцо» и «Ониблэйд» - это уже о чём-то говорит.
Lord of the Kiev.
На дворе 2096 год. Место действия – полуразрушенный город Киев (или просто Свалка), на просторах которого главному герою – последнему из Лордов - придётся разбираться с многочисленными банд-формированиями под предлогом мести за погибшего отца. По ходу пьесы Родан (так зовут главного героя) выяснит немало подробностей о событиях, произошедших на территории Свалки, благо и здесь не обошлось без амнезии. Восполнить пробелы в памяти ему помогает одна «обаятельная особа» - Елена, имеющая два высших образования и свободно владеющая четырьмя разными языками (см. официальный сайт игры). К сожалению, даже столь глубинные познания оказались не в силах противостоять банальному западному клише «подружки главгероя», которое Елена успешно из себя и представляет. Костюмчик в обтяжку прилагается. То же самое касается и всех остальных персонажей. Возьмём, к примеру, Марка: согласно информации на официальном сайте, это человек, основавший новое религиозное течение, однако в игре он предстаёт исключительно как проходной «босс».
Кстати о «боссах»: авторы вставили в игру зрелищные экшн-моменты а-ля «Fahrenheit», в которых, при выполнении определённой комбинации курсорных клавиш, главный герой вытворяет прямо-таки супергеройские трюки.
Сюжет подаётся всевозможными способами: немногочисленными скриптовыми и видео- роликами, радиопереговорами, аудиозаписями и прочими электронными дневниками. Ролики с каждым разом всё медитативнее, их динамика постепенно угасает. Если в начале нам демонстрируют харизматичных авторитетов на сходке, срывающейся из-за внезапного взрыва, то ближе к финалу авторитетов становится всё меньше, а вместо взрывного «non-stop action» и рёва мотоциклов приходится слушать банальные речи одержимого властью придурка, а также загадочные пророчества Слепых Оракулов. Камеру при этом всячески дёргает из стороны в сторону на манер какого-нибудь «Gears of War», что не даёт заснуть во время просмотра. Хотя осадок остаётся: на роликах явно сэкономили. Что до электронных дневников, то они достаточно продолжительны: не каждый игрок сможет по десять минут вчитываться в описания лабораторных исследований. Аудиозаписи также длинны, и слушать их по ходу геймплея не представляется возможным. А ведь как здорово было в том же «Doom 3» включить прослушивание аудиозаписи и, не теряя времени, продолжать исследование лабораторных помещений и отстрел монстров. То же самое касается и радиопереговоров, которые явно не стоили отдельного экрана.
«Как же я люблю приходить в себя после очередной встряски»
Переходим к главной особенности игры – боевой системе. Хвалёный «one-click-combo» работает как часы – прямое доказательство того, что на PC вполне можно сделать приличную и удобную боевку. Во время ожесточённой схватки с определённой периодичностью нажимайте на левую кнопку мыши – и Родан покажет, насколько он крут. А крут он не настолько, чтобы составить конкуренцию небезызвестным Данте и Альтаиру. Количество комбо в «Collapse» явно недостаточно, чтобы удовлетворить запросы бывалого манчкина, к тому же нельзя взаимодействовать с окружением. Ни беготни по стенам, ни отталкиваний (а ведь обещали).
Зато есть огнестрельное оружие. Делится оно на лёгкое, среднее и тяжёлое. Лёгкое оружие здесь представлено пистолетами-пулемётами, среднее – дробовиками, автоматами и снайперской винтовкой, тяжёлое – плазменным рокет-ланчером и скорострельным пулемётом. Причём всё это должным образом сбалансировано: пистолеты наносят наименьший урон, зато обладают бесконечным боезапасом; автоматы и дробовики хоть и убойные, но много ими не повоюешь, боеприпасы быстро заканчиваются. Тяжёлое вооружение, такое как Плазма, попадается крайне редко, и тут же идёт в расход, т.к. негативным образом отражается на ловкости и скорости Родана. Есть здесь и магия, наносящая урон врагам и отталкивающая их. Также можно ненадолго приостановить время или сотворить себе двойника.
Под шумок.
Сопровождается всё это действо музыкой группы «NewTone» (в прошлом – «AXESS DENIED»). Музыка вполне приличная, правда её крайне мало. На несколько первых уровней предусмотрено всего две музыкальные темы: одна на бой, другая – во время затишья.
Озвучка персонажей весьма скверная. Сложилось впечатление, что актёры, читающие текст, в сюжет особо не вникали, и лишь изредка экспериментировали с интонацией. Да и сам текст подкачал: Родан, поинтересовавшись у Елены об аномалии, получает в ответ фразы, будто из учебника вычитанные. Похоже сценаристы вообще не видят разницы между разговорным и научно-популярным стилями.
Локации в игре разнообразные: тут вам и разрушенные улицы, и пещеры с подземными лабораториями. Любоваться особо не на что, но и глаз не режет.
***
У Creoteam получилась игра, вторичная во всех смыслах. Сюжет держится на заезженных штампах, а нетипичная для жанра концовка обусловлена стремлением выпендриться, и не более того. Играя в «Collapse», вы вспомните все более-менее успешные проекты жанра Action. Только вот самому «Коллапсу» до этих игр – как до неба рукой.
Впрочем, объективности ради, стоит признать, что «Collapse» - это единственный 3rd Person Shooter на пост-советском пространстве, в который можно играть, и даже получать от этого удовольствие. Главный же прорыв заключается в том, что оптимизация у игры отличная, баги практически отсутствуют.
Так что в отличае от того же «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо», данный продукт изготовлен на проверенной временем технологии, имеет сертификат соответствия всевозможным ГОСТам и полностью готов к употреблению (можно смело играть, не дожидаясь патчей). Ура, товарищи!
Автор: Владимир Гарин
|