S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, словно раковая опухоль, поглотил мозги какого-то совершенно дикого количества населения СНГ. Масштаб зомбирования можете оценить сами: благодаря невероятной славе S.T.A.L.K.E.R., никому неизвестный польский шутер, в названии которого «всего лишь» светится слово Chernobyl, находится в данный момент на первом месте (!) в чарте продаж джевелов сети магазинов «Союз». Причём обгоняет он не только новый «Ил-2 Штурмовик», который всё-таки продукт нишевый, но даже прославленный Total War: Shogun 2.
Вот он, оказывается, главный принцип маркетинга – надо просто удачно примазаться, а уж качество – это потом.
Террористы в атаке
Впрочем, качество у Chernobyl Terrorist Attack вполне адекватное. Жаль только, что по меркам года эдак 2002-го. Взять хотя бы потрясающий по глубине смысла сюжет: непонятные террористы захватывают Чернобыльскую АЭС, грозясь устроить взрыв, если им не заплатят огромный выкуп. Дальше интереснее – на борьбу с ними отправляется один единственный человек под предлогом того, что если послать армию, то бандиты взорвут станцию сразу. Причём весь сюжет подаётся исключительно в виде диалогов между правительственным агентом и его координатором. Естественно, женского пола.
Чувствуете, как запахло признанными «хитами» прошлых лет, Delta Force и прочими Soldier of Fortune? Этот ностальгический запах, похожий на аромат старых армейских сапог сложно забыть. Ведь это очень правильно и логично – зачем тратить бешеные деньги на создание роликов, озвучивание прорвы персонажей и написание длинных сценариев, когда можно просто сделать закос «под старину» и получить одобрительное хмыканье не особо разбирающихся в играх людей?
Цирк зажигает
По процессу «Чернобыль. Зона Отчуждения» находится примерно там же, где сюжет. Враги, словно фокусники на детском празднике, появляются из самых неожиданных мест, занимают место у укрытия и начинают метко поливать игрока свинцом. А тот – поливать их. Разобравшись с одной партией врагов и продвинувшись чуть вперёд, приходиться проделывать тоже самое, наступая на новые и новые триггеры, которые активируют возрождение врагов. Ближе ко второму часу игры ты уже попросту начинаешь понимать задумку дизайнера и уже сам себе под нос говоришь: «Ага, вот тут мне сказали взорвать вышку, как только я поставлю заряд – вот оттуда побежит толпа». И даже перестаёшь мучиться по поводу того, что враги чаще всего прямо из воздуха.
В данное, безусловно, увлекательно занятие, построенное по принципу «Пробежал тридцать метров – убил десять врагов – послушал диалог – что-то взорвал – пробежал двадцать метров – убил пять врагов», разработчики смогли внести разнообразие лишь трижды. Один раз главному герою предстоит изображать из себя ворошиловского стрелка и добрых десять минут расстреливать вылезающих как тараканы противников со снайперской винтовки, в другой раз – кататься на медленно едущей дрезине в обнимку с ручным гранатомётом и в третий – сражаться, ориентируясь на тикающий таймер, который, впрочем, одолеть по силам даже самому тормозному игроку. Даже после Homefront, не говоря уже о Call of Duty: Black Ops, смотреть на такое сможет далеко не каждый.
Выдумки разработчикам не хватило даже на создание адекватного и богатого арсенала оружия. Жалких шесть образцов, из которых действительно полезны только дробовик (который стреляет почему-то со звуком револьвера) и снайперская винтовка – для шутера, выпущенного в апреле 2011 года это просто непростительно.
Crysis: Зона отчуждения
Так же не стоило надеяться на то, что небольшая польская студия Silden сможет сделать игру, отвечающую современным стандартам графики. Более-менее сносно получилось окружение и освещение – на голубом глазу «Чернобыль: Зона отчуждения» в некоторых ракурсах может даже напомнить Call of Duty 4: Modern Warfare. Но в остальном это всё тот же 2002 год – ужасные модели персонажей с нелепейшим регдоллом, кошмарная анимация едва ли не хуже, чем в Elder Scrolls III: Morrowind, дешёвые спецэффекты и, самое страшное, ужасный эффект размытия, призванный скрыть всю эту убогость. При стрельбе с автомата, например, не видно вообще ничего, кроме вспышки, которая озаряет весь экран, поэтому приходится ориентироваться разве что на звук.
Который, кстати, тоже не ахти. Игрока повсюду преследует жуткое завывание ветра, которое во время боя почему-то прекращается, сменяясь непонятным нечто, которое здесь зовётся местным саундтреком. Кстати, интересная заметка – при том, что ветер дует как-то ну совсем зверски, трава и деревья практически не колышутся.
Вообще игрок, привыкший к современным шутерам, очень многое в Chernobyl Terrorist Attack найдёт чрезвычайно интересным. Например, с огромным удивлением обнаружит, что главный герой почему-то не может долго бежать спринтом и уже буквально через сорок метров начинает жутко пыхтеть, как курильщик с пятнадцатилетним стажем. Для стрельбы из снайперской винтовки совсем не нужно задерживать дыхание, делать поправку на расстояние или даже учитывать дрожание рук – несмотря на то, что герой не может пробежать стометровку, его прицел точен, как у настоящего робота – метка не сдвинется без его желания ни на миллиметр. Наконец, в этой игре откуда-то есть вполне домашние курицы (и это в зоне отчуждения!), которые обладают бессмертием.
***
Называйся эта игра просто Terrorist Attack и не будь на обложке мужика в противогазе на фоне трубы ЧАЭС, вряд ли бы она могла рассчитывать на такую бешеную популярность. Но мы имеем то, что имеем – игра продаётся даже лучше, чем все новинки сезона всех жанров и поделать с этим нельзя абсолютно ничего. Если вам интересен бюджетный сектор шутеров или вы прямо-таки ностальгируете по стрелялкам восьмилетней давности, то попробовать стоит. При всех своих глупостях и дешевизне никто не отменяет того факта, что «Чернобыль» вполне играбельный шутер. В противном случае у вас есть как минимум Homefront и Crysis 2.
P.S. Локализация, выполненная «Акеллой» получилась на нормальном, приличном уровне. Шрифты обычные, диалоги переведены ровно, озвучка добротная, даже лучше, чем в оригинале. За всю игру встретился ровно один очень досадный косяк – в каком-то из диалогов фигурирует «станция около электростанции» - как такое ужасное словосочетание проморгал редактор – уму не постижимо.
Мы благодарим компанию "Акелла" и лично Сергей Затинщикова за предоставленную версию игры.
Автор: Данил Ряснянский
|