Отношения пестиков и тычинок на уроках ботаники казались нуднее 578-ой серии
бразильской мыльной оперы, и лишь запретное изобразительное искусство на страницах
учебника могло отогнать уныние этого царства соцветий. Подобные художества не
отличались изысканностью линий и глубиной композиции, к тому же за них можно
было получить по ушам. Поэтому очередное творение Amanita Design кажется
таким родным, словно пришедшим к нам из далекой юности. Мир Botanicula
навсегда отобьет охоту у последних скептиков сомневаться в состоятельности игр,
как искусства, а очередного шалопая вроде меня в юности заниматься ИЗО на страницах
учебников. Достаточно лишь посмотреть на его иллюстрации с небольшой долей фантазии.
Береги природу, мать твою!
А она в игре под стать эпической партийной RPG! Здесь есть и древнее Зло, описываемое
в легендах мудрым рассказчиком, и умирающий мир, чьи жители стараются спастись
от свалившейся на голову напасти. Но главное, тут есть пятерка отважных героев,
взявших на себя миссию по спасению целой цивилизации. Она раскинулась в кроне
огромного дерева, пожираемого черными паразитами, став домом для бессчетного
числа самых причудливых созданий.
Во многом благодаря фирменному вниманию к мелким деталям Machinarium
заслужил народную любовь. Не стала исключением и Botanicula,
возведя созерцание цветущей и угасающей природы в абсолют, не перестав при этом
быть просто игрой. Каждый листик, не говоря уже о множестве живых существ, чей
биологический вид не поддается квалификации, так и просит потрепать себя курсором,
чтобы полюбоваться ответной реакцией. Жучки-паучки ездят здесь верхом на пойманных
рыбах, парящих в воздухе, а потерявшее глаз создание с радостью станет для ваших
героев настоящим батискафом под корой дерева, когда вы вернете ему пропажу.
Толстый, тонкий, летучий
Герои здесь обладают разными способностями в лучших традициях Lost
Vikings. Пробивные способности желудя требуются в тех случаях,
где легкости летучего перышка уже не хватает. Прутик умеет пролезать в любую
щель и ходить вниз головой по веткам, а грибок сжимается и выстреливает собой,
словно пружиной. И по законам жанра, самым ценным в конечном итоге окажется
самый маленький и невзрачный, спасший в начале игры семечко погибающего дерева.
При всем сказанном, классическим квестом Botanicula назвать
никак не получается. И дело тут вовсе не в рукописном визуальном стиле игры,
превращающем ветви и кору дерева в настоящий лабиринт. В большей степени тут
приходится использовать наблюдательность, чем умение аналитического мышления.
Невзрачная с виду крапинка какого-нибудь семечка может запустить целую цепочку
действий – от знакомства с новыми персонажами до театрализованного представления.
Аркадные мини-игры из Machinarium
перекочевали и сюда, предлагая нам, то сыграть в местную вариацию волейбола,
то отправится в галлюциногенное путешествие на манер скролл-шутеров.
Хотя во главу угла поставлен процесс собирательства самых разнообразных предметов,
выдаваемых зачастую за выполнение побочных квестов от обитателей этого мира.
Знакомые «облачка» над головами причудливых созданий недвусмысленно намекают
на предмет их вожделения, отправляя великолепную пятерку в путь на поиски дудок,
потерянных детей и даже глаз. Где-то достаточно простого исследования локаций
и пеших прогулок, но гораздо чаще придется выполнить целую цепочку действий,
складывающихся в единое целое.
К несчастью, эту самое «целое» далеко не всегда очевидно, отчего
прогулки на природе могут затянуться сверх нормы. Тут-то бы и не помешала система
наводящих подсказок, но ее в Botanicula нет на радость олдскульным
игрокам и к ужасу их менее опытных товарищей. Правило «Используй все,
что активно» здесь не работает, ибо активно в цветущем мире Botanicula
абсолютно все. Поэтому порой приходиться вдоволь поломать голову над тем, а
случайно ли пчела роняет капли нектара вон на ту улитку, и главное, что с ней
потом делать?
Но высокое разнообразие квестов нивелирует временные затруднения, каждый раз
бросая пятерке ваших сорвиголов неожиданные вызовы. Оттого даже 14-ти кратное
собирательство одинаковых предметов (то ли страусов, то ли причудливых разновидностей
кур) не вызывает отторжения или скуки. В каждой локации нас ждет не просто уникальный
квест, а нередко и целое миниатюрное представление в театральных декорациях.
HandMade
Когда-то Толкиен писал: «Легко создать зеленое солнце, трудно создать
мир, в котором оно будет сиять естественно». Солнце в игре самое обычное,
а вот мир вокруг заслуживает всяческих похвал. Разнообразия существ и растений
в кроне дерева хватило бы не на одну игру. Переплетение ветвей складывается
в запутанные маршруты, проходить которые вы будете, регулярно сверяясь с картой.
Буйство зеленой жизни в верхней части кроны сменяется черно-бурыми тонами ближе
к корням, где уже вовсю хозяйничают черные паукообразные паразиты. И когда вам
уже кажется, что дальше дереву разрастаться некуда вас отправляют в местный
аналог подземелий – десятки туннелей под корой открывают дорогу к сердцу дерева,
пораженного заразой, до которого можно добраться с помощью подводного плавания
на батискафе.
И все эти приключения проходят под чарующий саундтрек, недаром сорвавший приз
на игровом фестивале в Сан-Франциско! Людям, страдающим бессонницей, пребывание
в мире Botanicula показано терапевтически – просто запустите
игру для фона, как нервная система среагирует благоприятным образом на щебетание
птиц и шелест листвы, сопровождаемых ненавязчивым музыкальным подыгрышем.
Новый мир
Начав с механической эволюции в Machinarium,
творцы Amanita Design обучили жизнь фотосинтезу, благодаря которому
она выросла в прекрасное дерево, населенное тысячами причудливым существ. По
ходу Botanicula
вам захочется познакомиться с каждым из них, но вовсе не из-за бонусных карт,
открывающих в конце веселые ролики, а чтобы воочию убедиться в неограниченности
фантазии и таланта создателей игры.
Автор: Александр Соколов
|