Иметь миллион и не иметь миллиона — это вместе два миллиона.
Эстерад Тиссен, король Ковира, Повисса,
Нарока, Вельгада и Тальгара
Хочется сейчас сказать, что я с самого начала предчувствовал, мол, The Witcher 2: Assassins of Kings будет достойным продолжением оригинального «Ведьмака» 2007-го года, чудесной игровой адаптацией достопамятных романов о Геральте из Ривии, бла-бла-бла… Вранье все это. Ничего подобного я не предчувствовал, а все прогнозы были связаны с Dragon Age 2, как тогда казалось, новым колоссом фэнтези-RPG.
Короче говоря, «напредчувствовался». Вместо гениального и проработанного до мелочей шедевра Dragon Age 2 получился… эм, как бы помягче… куриным пометом, вот. Да, точно, качественным куриным пометом с мешком copy/paste за пазухой, который очень хочется поскорей вымарать из памяти.
Так что ожидать чего-то от The Witcher 2: Assassins of Kings не хотелось хотя бы затем, чтобы не сглазить. А то два куска @%&$! за одну весну выдержать как-то чересчур тяжко.
Gwynbleidd
Хвала всевышнему и Супермену, на этот раз пронесло. У нас тут обратная ситуация: из хорошего и приятного, но крайне нишевого проекта из Восточной Европы «Ведьмак» превратился в настоящий ролевой блокбастер, в котором каждая составляющая пестрит отличным уровнем исполнения. Возьмем, скажем, бой. Вместо неплохого, но все же неоднозначного ритмичного закликивания врагов теперь бои напоминают оные в любой action/RPG. У Геральта четыре базовых действия: быстрый и мощный удары, блок и перекат в сторону, почти что кувырок. Ничего больше. На словах напоминает Gothic и еще кучу разного хлама, да и первые полчаса игры эта догадка кажется очень точной. Но потом все преображается.
Сражаться теперь действительно сложно. Поначалу, при попытке заклацать врага тупым долблением по кнопке (по аналогии с техникой Безымянного), будете только напарываться на непробиваемый блок. Башкой, знаете ли, нужно ворочать. Постепенно становится понятно, что чередуя быстрый и мощный удары ведьмак с легкостью заворачивает комбо, причем очень зрелищные. Знаки нужно использовать все (а не один Игни, как в первой части), как и вовремя включать блок или перекатываться в сторону.
К тому же, пить эликсиры в пылу сражений больше нельзя, только между ними, в режиме медитации. Так что жахнуть «Ласточку», когда вашу пятку догрызает очередной утопец уже не выйдет.
Из такой вот простоты рождается настоящий хардкор. Перед боем нужно думать, какие эффекты будут полезней для определенных врагов и пить соответствующие эликсиры. Учитывая то, что больше трех микстур не выпьешь, выбор реально сложный. Ясное дело, «Филин» полезен практически всегда, но вот насчет «Иволги» или «Грача» можно спорить до посинения.
В сражении же творится луна-парк. Под руководством игрока Геральт выписывает невероятные кренделя с клинком, заходит с фланга и тыла, постоянно бабахает в кого-то Аардом или Ирденом, не дает загнать себя в угол, сначала бьет быстрых противников, а затем мощных, но неповоротливых, отбивает стрелы, пытается контратаковать… Это интересный, крутой, классный боевик, и вникать в премудрости и хитрости (Квен становится мощней во время грозы!) – одно удовольствие. Самое отрадное, что CD Projekt RED не побоялись всё усложнить.
Знаете, все эти замолоты дают почувствовать себя настоящим, опытным, ядреным таким ведьмаком. Судите сами: пьете эликсиры, на память знаете все рецепты, с остервенелым взглядом садовода-любителя носитесь по лесам в поисках нужной травы/корешка для микстур, смазываете меч маслами для повышения урона и вероятности кровотечения, медитируете, знаете три способа быстро убить жука-переростка... Атмосфера создается очень аутентичная.
Не раз показанные на презентациях QTE тоже имеются, и используются очень умело. Так, в битвах с большими боссами (то ли осьминог, то ли спрут, который болеет раком, из первой главы не забудется еще очень долго) без них вообще никак, ибо мутузить гадов нужно по строго определенной схеме. Да и кулачный бой теперь полностью завязан на своевременном нажимании на кнопочки.
Только вот с диалогами все не так радужно. Дьяволы из BioWare своим инфернальным Mass Effect приучили нас к шикарной лицевой анимации и кинематографичным ракурсам в разговорах, а здесь такого пиршества нет. Конечно, по сравнению с первой частью прогресс имеется, скажем, камера все же перемещается, персонажи порой говорят на ходу, а реплики иногда нужно выбирать за строго отведенное время, но качеством канадцев это не пахнет.
Может, к третьей части планку таки возьмут. Пока же в плане постановки диалоги не могут сравниться с оными из МЕ.
Блавикенский мясник
Дам совет: если вы еще не удосужились прочесть семь романов (а это в моем случае были две толстенные книженции, которыми можно с легкостью даже от гопников отбиваться) о Геральте из Ривии, сделайте это. Вы ведь наверняка не просто так читаете эту статью, собираетесь поиграть, поэтому подготовьтесь как подобает. Даже если отбросить игровую адаптацию, «Ведьмак» Анджея Сапковского является отличным фэнтези, которое порой советуют так же рьяно, как The Lord of the Rings известно какого писателя.
Понимаете, без знания первоисточника вы будуте чувствовать себя как селюк, неизвестно каким боком угодивший на Венский бал, где все ходят в смокингах и туфлях от Сильвано Латтанци, а вы – в калошах на босу ногу.
Посмотрите на подзаголовок этой части статьи. Как то раз, во время прогулки по улице городка Флотзам в первой главе игры, какой-то нерассудительный горожанин прокричал ведьмаку в спину именно эту фразу, да еще и крепким словечком сдобрил. Читавший книгу вспомнит, за что Геральта прозвали именно так (если кратко, то он как-то устроил резню в городе Блавикен), а вы лишь подумаете: «Э? Блави… что? Чертовщина какая-то». Что уж там говорить о Филиппе Эйльхарт, Шеале де Танкарвилль, короле Хенсельте или мертвом Демавенде.
Да и сюжет игры теперь намного тесней связан с первоисточником. К Геральту наконец-то начинает возвращаться память. Флэшбеки оформлены в виде комиксов, нарисованных в духе творений по Dead Space: в одном из них, кстати, показывают, каким же макаром ведьмак ожил (в конце книги он склеил плавники, мирно напоровшись брюхом на селянские вилы), куда подевалась Йеннифер и так далее. Понимаю, что я уже задолбал повторять, но для фаната такие сведения сравнимы со зрелищем голой Скарлетт Йохансон, а вы, если не знаете предыстории, будете смотреть на это как баран – на сто долларов. То есть вроде бы и зеленое, но какое-то непонятное и явно не съестное.
Белый Волк
После шикарного ролика из финала оригинального The Witcher, в котором Геральт отрубал руку потенциальному убийце (с ведьмачьими глазами, кстати) короля Темерии Фольтеста, прошло всего ничего времени. Монарх искренне уверовал, что ривиец для него – аки живой талисман, потому попросил убийцу чудовищ поработать чуток персональным телохранителем.
И все бы ничего, сидел бы себе Геральт на стуле возле трона, клевал бы носом да мирно посапывал, но не тут-то было. Как оказалось, покушение на Фольтеста было не единичным актом: кто-то в мире игры замыслил перерезать всех более-менее значимых королей, а царь Темерии, сами понимаете, в их числе. Так и получилось: Фольтесту перерезают глотку во время одной военной акции, а Геральта застают над его немолодым красивым трупом с живописно окровавленным мечом. Делать нечего – приходится броситься в погоню за настоящим убийцей, дабы оправдать себя.
Рассказывать подробности сюжета не буду – он хорош настолько, что лучше приступать к его познанию с минимумом вводных. Да и я банально боюсь наговорить вам того, что вы можете даже не увидеть - The Witcher 2: Assassins of Kings вариативна настолько, что любое банальное решение, вплоть до того, разрядите вы вражескую баллисту или нет, сильно влияет на ход событий. Чего уж там, здесь аж шестнадцать (да, 16!) концовок, а вторая глава вообще разделяется на две отдельных, со своими персонажами и решениями.
Что особенно заметно, масштабы происходящего серьезно выросли. Если копошение жаб в вызимской бочке из первого «Ведьмака» на положение дел во вселенной влияло слабо, то теперь Геральт влезает в политику, решает судьбы нелюдей в человеческих городах, устраивает погромы, да и вообще вздымает большую бучу. Молодец, что сказать.
Но не основным сюжетом единым. Даже второстепенные квесты не бывают односложными. Просьба пойти поискать в развалинах двух заплутавших алхимиков обернется запутанной историей про войну, Нильфгаард, психушку, жажду золота, замордованных военнопленных и кровную месть. Меня в тех руинах аж передергивало от страха, такие там жуткие призраки.
А в других заданиях можно обнаружить уйму вариантов решения. Так, однажды подозрительного вида личность попросит добыть у аптекаря рецепт парфюма, который очень хорошо продается. Возле самой аптеки стоит куча народу и вопит, мол, этот самый препарат сводит людей с ума. Сценариев несколько: с помощью знака Аксий и убеждения добыть рецепт у фармацевта; договориться с аптекарем и продать фальшивый рецепт; закрыть к чертям лавчонку на радость демосу.
Я вот взял первый вариант и узнал, что препарат – чистый наркотик, от которого уйма людей уже сдурела. Моральные терзания не утихают до сих пор.
Wiedzmin
Сейчас якобы «взрослые» RPG с неоднозначными решениями и ведрами крови стали повальным увлечением всех игропроизводителей, так уже даже неясно, кто это все придумал. Но CD Projekt RED вывернулись: кроме тех самых выборов и кетчупа на экране почти все персонажи в игре периодически матерятся отборнейшим матом. До трехэтажных конструкций или слова из трех букв не доходит, но вот более мягкое именование мужского пениса звучит регулярно. Особенно хорошо бранятся краснолюды, покрывая сочной бранью всех - от утопцев до королей. Не налюбуешься.
Хотя больше всего споров вызовет техническое исполнение игры. Движок Aurora, на котором работала еще старушка Neverwinter Nights, канул в канаву, The Witcher 2: Assassins of Kings бегает на собственном моторе RED engine. Он, без разглагольствований, хорош. «Ведьмак 2» красив настолько, что аж глаза до размеров пяти копеек округляются. Трава колышется, лес играет красками, все блестит кучей полигонов и миллионом пост-эффектов. Только с оптимизацей беда. На конфигурациях, где Crysis 2 бегал на максимальных настройках, Геральт еле ползет на средних. Патчи сыплются как из рога изобилия: через пять дней после выхода их уже целых три нападало.
***
Но я все же в восторге. «Ведьмак 2» получился крутой, шикарной, длинной, сложной и запутанной ролевой игрой с самосвалами нюансов и деталей. Она не идеальна, но в ней есть [внимание, банальность!] Душа.
Можно еще долго говорить о накерах, костях, о вселенной, степени выписанности которой позавидует почти любая RPG, о кодексе, который написан от лица Лютика, о Золтане Хивае и Ярпене Зигрене, о прокачке и шмотничестве, о фисштехе и кейране, о борьбе на руках и сексе с Трисс Меригольд… Но не буду портить вам удовольствие, ибо всё это лишь мелочи на фоне великолепного произведения. Не пропустите эту прелесть.
P.S. – Мне вот интересно: а что ж таки ведьмак жрет?
- Э… грибы?
- Картоплю!
- Почему картоплю?
- Ну он же человек! Кровь у него по жилам течет? Течет! Потом обливается? Значит, и картоплю жрет!
Автор: Александр Макарович
|