Квадрилогия космических хорроров Alien бесспорно является иконой научной кинофантастики, а сам Чужой – одним из самых узнаваемых и пугающих монстров. Но, как бы это не звучало удивительно, за 35 лет существования франчайза, над которым успели поработать, между прочим, культовые режиссёры – Ридли Скотт, Джеймс Кэмерон и тогда ещё молодой Дэвид Финчер, не было создано ни одной по-настоящему знаковой игры.
Таковой должен был стать шутер Aliens: Colonial Marines, который продолжал сюжетную линию «Чужих» Кэмерона. Про то, что получилось, лучше даже уже не говорить – поделку Gearbox отпинали все – начиная от простых игроков и заканчивая профильной прессой.
Как оказалось, в это же время в глубинах студии Creative Assembly, до этого занимавшейся в основном стратегическим сериалом Total War зрел survival\horror, продолжающий сюжетную линию самого первого «Чужого» Ридли Скотта 1979 года производства.
В космосе никто не услышит твой крик
Главным героем, а точнее героиней Alien: Isolation стала дочь той самой Эллен Рипли, что служила помощником капитана на космическом буксире «Ностромо», уничтоженном в финале Alien.
Аманда Рипли, также ставшая инженером, несколько лет потратила на то, чтобы найти мать (которая ещё сорок лет будет болтаться в состоянии криосна по космосу в спасательном челноке – но это совсем другая история) и, наконец, практически когда та уже отчаялась что-либо узнать, корпорация «Вейланд-Ютани» предлагает ей отправиться на космическую станцию «Севастополь», на которую был доставлен обнаруженный недавно бортовой самописец с «Ностромо». Как выясняется по прибытию, на станции дела отчаянно плохи – вокруг царит разруха и запустение, андроиды сошли с ума, а по коридорам ходит неведомое чудище и уничтожает оставшиеся группки озлобившихся испуганных людей. Хотя как сказать неведомое…
Вид на космос из иллюминаторов "Севастополя красив, да любоваться им практически некогда
В отличие от Aliens: Colonial Marines, где расхождения сценария с каноном вызывали у сведущего фаната истерические припадки, Alien: Isolation практически безупречно вписан в хронологию «Чужих». За отличный сюжет стоит благодарить коллектив авторов под предводительством Дэна Абнетта - известного всем фанатам вселенной Warhammer 40,000 по великолепным романы по мотивам «сорокотысячника». При этом для поклонников одноимённой киноленты, Alien: Isolation приготовил какое-то неимоверное количество приятных цитат и отсылок, которые при этом не выглядят как отчаянный крик дизайнеров и сценаристов в стиле: «Вот, посмотрите! Мы смотрели фильм и утащили оттуда [100 кг отборных жирных спойлеров]!»
Ты узнаешь его из тысячи
Alien: Isolation, как и фильм Ридли Скотта, оказывается тягуче медленным и неспешным. Первая личная встреча с ксеноморфом состоится где-то на втором или третьем часу игры, и вплоть до самых финальных титров, которые случаться дай бог часу к пятнадцатому, он будет выступать как самый жуткий, но далеко не единственный противник.
Первый раз крепкие объятья андроида и реплика: "Прекратите истерику!" пугают почище чем хрип ксеноморфа в вентиляции
Первыми и главными помехами на пути Аманды, как ни странно, встанут люди и андроиды компании «Сигсон». Поединки с роботами оказались интересны хотя бы тем, что во время их истязания огнём, пулями и электричеством они будут уверенным неспешным шагом преследовать игрока, приговаривая «Вы нарушили правила и будете наказаны», что вкупе с их жутковатым внешним видом и голосом, вызывает лёгкую фрустрацию. Прятки с людьми и сражения с ними, напротив – худшая часть Alien: Isolation.
Вооружённые люди прекрасно всё слышат, хорошо видят и непредсказуемо меняют траекторию своего движения, а Аманда, как и положено герою хоррора, погибает буквально от пары выстрелов. С другой стороны, у неё также есть оружие, а благодаря своим инженерным навыкам, Рипли-младшая из подножного хлама сооружает десятки инструментов для умерщвления и дезориентирования противника – в ход пойдут и коктейли Молотова, и оглушающие бомбы, и дымовые гранаты. Самый изощрённый и жестокий трюк – ловля на живца, когда ксеноморф привлечённый взрывом или выстрелами обнаруживает группу людей, ищущих по углам Рипли.
Мой ласковый и нежный зверь
С Чужим же связаны самые жуткие и очаровательные минуты в Alien: Isolation. Ксеноморф ведёт себя как настоящий хищник, выслеживающий жертву – он ходит по коридорам и ползает по вентиляции, повинуясь животным инстинктам и полагаясь на осязание и поразительный слух. Всё действительно очень серьёзно - вплоть до того, что Чужой нарочно будет сторожить вас у двери, делать вид, что ушёл «по делам» и даже запомнит применённые вами трюки – третий раз на брошенный в коридор файер зверюшка может и не повестись.
Трогательное фото: ксеноморф смотрит слепым взглядом на файер и соображает, что это такое
Несколько смертей по неосторожности, что, поверьте, произойдёт с каждым, сделает из любого игрока настоящего параноика – вы будете в ужасе ползать по коридорам станции, судорожно вглядываться в датчик движения и дёргаться от каждого шороха и скрипа. Количество генерируемых кирпичей из-за полного отсутствия скриптов в действии звёздной твари будет прямо пропорционально времени, проведённому в игре. И даже когда в руках Рипли появится огнемёт, который может отпугнуть Чужого на пару десятков секунд, легче на душе не станет.
Почините мне двери
Основную же часть времени в Alien: Isolation занимают не прятки по теням или перестрелки, а исследование огромной станции. Поскольку та находится в порядком потрёпанном виде, бедной Аманде то и дело приходится задействовать свои профессиональные навыки ремонта – резать двери, подключать электричество, запускать устройства, взламывать электронные кодовые замки и перепрограммировать терминалы и электрощитки.
Тут, конечно, Creative Assembly, скорее случайно, чем нарочно совершили неприятный просчёт – ходить по гигантской станции, ползать по воздуховодам, пилить двери и запускать генераторы часами утомительно. Возвращаться в одну и ту же локацию придётся по нескольку раз, а игра нещадно заставляет совершать многочисленные челночные променады.
Спасает от скуки изумительный звуковой и визуальный дизайн, от которого наступает эстетический экстаз. Разработчики скрупулёзно по оригинальным материалам восстановили атмосферу того ретрофутуризма, что содержал «Чужой» 1979 года. Пузатые монохромные мониторы, сотни светящихся лампочек, десятки тумблеров, бобинные магнитофоны, тяжёлые громоздкие приборы – «тёплая ламповая» атмосфера фильма умудрилась проникнуть даже в интерфейс – разработчики натурально цифровали записанный геймплей на VHS-кассеты и портили изображение, чтобы добиться эффекта повидавшей виды магнитной плёнки.
Точки сохранения, стилизованные под телефон срочной связи, встречаются крайне редко и посему всегда желанны
При этом разработчики не ограничились исключительно общими декорациями, а с маниакальным вниманием налепили десятки, сотни деталей – недоеденные конфеты, пивные банки, журналы понятного содержания, плакаты, ручки, различный хлам там и сям разбросаны и развешаны по уровням так, что ни один коридор не повторяет ни самого себя, ни соседний – для игры на полтора десятка часов это невероятное достижение.
***
Alien: Isolation крайне трудно поддаётся однозначной оценке. Если оценивать его с позиции молодого поколения, взращенного на последних частях Resident Evil и Dead Space, то он окажется затянутым, однообразным и местами неуклюжим хоррором на один раз.
С другой стороны, для фаната вселенной «Чужих» и особенно первого фильма Alien: Isolation дарит такой фонтан ярких положительных эмоций, который с головой перекрывает весь тот тоннаж нечистот, что обрушились на тебя во время прохождения Aliens: Colonial Marines.
Бесспорным является лишь один факт – вселенная реабилитирована, а значит шанс появления новых игр про жутких ксеноморфов крайне высок.
Мы благодарим компанию "1С - Софт-Клаб" и лично Никиту Путилина за предоставленную версию игры.
Автор: Данил Ряснянский
|