После повального бума 90-ых годов на жанр RTS, когда в Command & Conquer ни разу не играл только человек, совершенно равнодушный к играм или не имевший PC, очень непросто убедить общественность в том, что стратегические игры могут быть принципиально другими. Пара-тройка фракций, обязательный сбор нескольких ресурсов и отстройка базы – вот, кажется, совершенно незыблемый набор абсолютно для любой виртуальной стратегии. Однако существуют и куда более заковыристые игры, где один только выбор страны-участницы событий уверенно переваливает за сотню, а экономика не ограничивается сбором чудо-песка и постройкой новых танков. Как раз подобные хардкорные стратегии и создает раз за разом студия Paradox, попеременно отправляя нас в разные временные эпохи. В Victoria 2 нам снова предстоит погрузиться во времена Викторианской Англии, когда большинство правителей стран старого света были близкими и дальними родственниками, а могущество Великобритании простиралось практически на все континенты.
Вперед в прошлое
Взяв старт в 1836 году, перед нами пронесется целое столетие, со всеми его невзгодами и достижениями. Кавалерия постепенно отойдет в войнах на второй план, а в начале 20-века и вовсе издаст предсмертное ржание, уступив место пулеметам, аэропланам, а затем и самолетам. Величественные парусные линкоры с течением времени перестанут быть решающим доводом на море, вытесненные кораблями на паровых двигателях. Старушка Европа постепенно покроется сетью железных дорог, мелкие ремесленники уйдут со сцены в тень крупных заводов, да и на смену большинству монархиям постепенно будут приходить избранные правительства.
Впрочем, отличие Victoria 2 от своей предшественницы Victoria: An Empire Under the Sun как раз в том, что события в игровом мире вовсе не обязательно будут происходить в соответствии с текстом учебника истории. Не буду вас обманывать – предотвратить начало Первой мировой войны автору этих строк все-таки не удалось (я честно старался), но вот создать на политической карте мира несколько мифических государств или, наоборот, отменить развал имеющихся – вполне реально. Такая вольность делает возможными и целый ряд других свершений, которых в реальной жизни никогда не было. Например, в первой «Виктории» привести какую-нибудь страну третьего мира с духовенством в виде шаманов, одетых в звериные шкуры, к культурному и индустриальному просвещению было невозможно. Раз в реальности туземное население этих стран еще в 20-ом веке плясало вокруг костра, то и в игре добиться этой державой статуса цивилизованной страны не получалось. Нынче эта дискриминация нивелирована. Ежели вы умело управляете экономикой и грамотно лавируете среди великих держав, то и привести свой народ к светлому будущему станет вполне реально.
Экономика должна быть… Проще
Учли в Paradox и мало кого устраивавшую в оригинале слабую экономическую составляющую. Теперь игроку значительно меньше придется заниматься процессами приобретения тех или иных товаров, судорожно следя за тем, чтобы нужное сырье не закончилось в самый ответственный момент, полностью остановив какой-то сектор производства. В Victoria 2 некоторые действия в этой области отданы на откуп AI , который, например, автоматически закупает требуемые товары, но допускает и ваше личное вмешательство в эти процессы.
Хотя сможете ли вы вмешаться в тот или иной государственный механизм во многом зависит от системы управления, установленной в вашей стране. Если вы желаете прославиться прогрессивным лидером у своих подданных, то со временем сможете и вовсе изменить монархический устой на парламентскую республику. Политический курс, равно как и проведение реформ, вы вольны осуществлять в соответствии со своими представлениями об идеально государстве, однако поглядывать на настроения общественных масс все-таки крайне желательно. Понятно, что все слои населения мечтают о снижении налогов и уменьшении протяженности трудового дня, но, как это часто бывает в реальной жизни, не все то, что хорошо для народа является благом для государства. Хотя и полностью игнорировать глас общества явно не стоит, дабы не нарваться на восстания и революции. Естественно, угождать всем и каждому в своей стране от вас никто и не просит. Главное, улавливать настроения ключевых слоев населения той или иной провинции, чтобы упреждать возможные неприятности в зародыше. Систематические бунты вредны для экономики, а свою собственную армию можно использовать куда более продуктивно, чем гоняться по провинциям за мятежниками и демонстрантами.
Эволюция войны
Если вы не относитесь к убежденным пацифистам, то от пары-другой военных кампаний за столетний период, наверное, все-таки не откажитесь. Тем более что отсидеться в кустах, не связав себя узами военного партнерства в Victoria 2 теоретически возможно, но вот добиться при таком страусином подходе сколь-нибудь значимых результатов немыслимо. Военная стратегия тоже будет меняться с течением времени и освоением все новых технологий. И дело здесь не просто в появлении новых родов войск и типов вооружения, а в изменении самой тактики ведения войн. Так, на старте игрового отрезка, когда наладить исправное снабжение больших армий вдалеке от родных краев было проблематично, стратеги предпочитали сколотить 2-3 армии и вторгнуться ими в разных точках на территорию неприятеля. С появлением разветвленной сети железных дорог стало возможно подвозить продовольствие и амуницию прямо к линии фронта (которой в более ранних конфликтах по-сути не существовало), растягивая свои армии на большой протяженности.
Не для всех
При всей своей холеной пароде Victoria 2, да и все другие проекты студии Paradox никогда не были и не будут популярны среди широких масс. Далеко на всем будет интересно всматриваться в диаграммы слоев населения, размышлять о жизнеспособности нового военного союза или смене формы правления в государстве. Но всех, кто оценит Victoria 2 по-достоинству, рассматриваемый проект вознаградит глубиной геймплея и бесконечной реиграбельностью.
Автор: Александр Соколов
|