Мало кто верил в успех рискованного предприятия, когда десять лет назад PopTop Software взялась за не благодатную почву экономических стратегий. Неожиданные декорации для игры – банановая республика со всеми вытекающими – также не особо сулили непременный успех. Тем не менее, задорный симулятор Карибского диктатора приобрёл популярность, что, естественно, подвигло создателей выйти «на бис». На сей раз их выбор пал на тематику того же Карибского бассейна, но эпохи Ост-Индской кампании и необузданного пиратства. Привнесённый фактор случайности (о нём мы ещё поговорим) не очень красил игру. Судно морских разбойников могло вернуться с богатой добычей, а могло пойти ко дну в неравном бою с испанской эскадрой. Не повезло-с.
Смелая американская компания таки накрылась медным тазом в середине 2000-х, а права на сеттинг вскоре были приобретены болгарами из Haemimont Games. Под крылом Kalypso Media они и разработали полноценный римейк первой части с трёхмерной графикой и прочими прибамбасами для слабонервных. Скорое начало разработки четвёртой части немедленно породило сомнения: а так ли талантливы отважные валахи, чтобы так споро соорудить адекватное продолжение?
Мама – анархия
Вот в том-то и самый серьёзный изъян долгожданного продолжения. Слишком, слишком много приехало сюда из третьей части. Абсолютно вся экономика, фракции, производство. Вы будете развивать сельское хозяйство, промышленность, прочие отрасли, лавировать между семью группировками на острове, стараясь угодить всем и сразу, а также обеспечить своих избирателей благами цивилизации. Необеспеченные избиратели, как и прежде, любят партизанить по густым тропиканским лесам, и только мощный репрессивный аппарат способен справиться с неугомонными героями гипотетической революции. Островитяне пониженной храбрости за ружьё хоть и не возьмутся, зато свой драгоценный голос не отдадут. Поможет подтасовка результатов, пусть и народ не обрадуется.
По-прежнему львиную долю игрового процесса занимает нещадное использование ресурсов острова с максимальной отдачей. Никуда не делась примитивная производственная цепочка, развитая инфраструктура и неповоротливая система исполнительной власти (на основе личных президентских приказов).
«В далёком 1968 году, бла-бла-бла, я тебя ненавижу»
О сходствах новой «Тропики» с первоисточником можно говорить бесконечно, но полное копирование было бы сверхъестественной наглостью. Именно поэтому, чтобы оправдать свою фантастическую капиталистическую жадность, Kalypso Media не только сохраняют в нужных местах верность традициям, но и привносят в игру нечто новое. Первая припарка для мертвеца коснулась политики.
Испокон веков карибская хунта лавировала промеж капитализмом и коммунизмом. Теперичи окромя набившего оскомину СССР и не менее надоеливых США на мировой арене выступают: Ближний Восток, Европа и Китай. У всех этих прихлебателей есть свои интересы, отличные от помыслов сверхдержав. Старушка-Европа нуждается в древесине, Китайский Дракон – в продуктах сельского хозяйства и т.п.
Положим, количество грабителей процветающей «банановой республики» выросло, ладно. В остальном как экономика, таки политика следуют заветам предков. Но и представление этих угнетателей в игре выросло ничуть не меньше. Скупые текстовые требования дополнились аутентичными физиономиями и отменной озвучкой этих самых рож. Татуированный лидер националистов отчаянно требует депортации иммигрантов, пастор с роскошным волосяным покровом на лице воюет супротив алкоголя и прочего блуда на острове, усатый генералиссимо даёт море советов по управлению вашей личной хунтой. Карикатурные рожи не просто украшают мир Тропико: они заметно оживляют окаменевший ранее мирок.
Ваше благородие, госпожа Удача
Вот здесь-то нас и поджидает забытый всеми фактор удачи, злобный шестигранный кубик с провокационным поведением. Фракции на острове неустанно выдвигают всё новые и новые требования: построить собор, снести все лесопилки, одолжить дружественным арабам столько-то зелёных американских президентов. Задания случайны, капризы обитателей вашего тропического рая непредсказуемы. Впрочем, доля участия Фортуны невелика: кроме поручений и количества гуманитарной помощи от удачи ничего не зависит.
Хотя нет. В самый неподходящий момент на благоденствующий тропический рай обязательно обрушится стихийное бедствие: извержение вулкана, землетрясение или настоящий кошмар – цунами. Такие неприятности могут без особых усилий поставить вашу экономику на колени.
Зато на помощь неокрепшей «банановой республике» всегда с радостью примчится заморский импорт! Теперь красавицы-баржи не только опустошат склады, оставив в островной казне приятные объёмы валюты, но и обеспечат дефицитом и другими радостями жизни. Не задаром, естественно. С помощью зарубежных товаров можно не только заткнуть дыры в экономике (разжиться продовольствием, например), но и построить на основе импорта целую индустрию. Одна из глав кампании полностью посвящена такой продвинутой торговле. Завозите кофе, чтобы обработать его на заводе – и за бугор отправляется готовый к потреблению товар. Купите брёвен и превратите его в первоклассную мебель. Конечно, импорт – не панацея: если бюджетный дефицит превысит 10000 долларов, закупка автоматом прекратится, и предприятия, работающие на завозном сырье, попросту встанут.
Пятое колесо?
Изменениям подверглась и внутренняя политика. Теперь вам придётся назначать кабинет министров. К сожалению, их функции ограничиваются доступом к эдиктам из соответствующей области. Глава МИД позволит взаимодействовать со сверхдержавами, минобр – регулировать процесс «обогащения мозгов».
Важное место занимает фондовая биржа. Построив эту радость барыги, вы обеспечите себе нехилый приток инвестиций: зарубежные друзья будут регулярно предлагать построить то или иное предприятие, все расходы которого ложатся на инвестора, а Эль-Президенте получает фиксированную ренту.
Этим список нововведений не ограничивается, но оставленные за кадром инновации заключаются в новых строениях, эдиктах или мелких настройках игры. И нельзя не заметить отличную оптимизацию – Tropico 4 без проблем пашет там, где её предок барахлил и тарахтел.
***
Вы будете правы, если обвините Haemimont Games в алчности и лености. Список изменений тянет на хорошее дополнение, но никак не на продолжение – банальная сентенция здесь чертовски уместна. Впрочем, достоинств игры это не отменяет, а лишь ставит вопрос перед покупателем: а оно того стоит?
Мы благодарим компанию "Акелла" и лично Сергея Затинщикова за предоставленную версию игры.
Автор: Евгений Баранов
|