Помните, как еще несколько лет назад было модно ругать кривые консольные порты
на ПК? За казуальность игры, неудобное управление и бешеную камеру? Сейчас подобные
пересуды уже не актуальны. Нет-нет, тесное сотрудничество ПК и консолей уже
никуда не пропадет (и, слава богу!). Просто на роль козла отпущения появился
новый претендент – мобильные платформы. Массовый вброс на ПК-сегмент проектов,
имеющих iPad’овскую прописку взбудоражил дискуссии о плохих портах с новой силой.
«Да в это же только сидя на горшке можно играть, да и то не больше 10-ти
минут!» - говорят сегодняшние критики. И в большинстве случаев они правы.
Но только не в отношении Total
War Battles: Shogun, не опозоривший свой величайший клан.
Танто - это тоже меч
Радикально настроенные приверженцы кодекса бусидо из клана Total
War: Shogun 2 брезгливо фыркнули при виде обозреваемого проекта.
Для них – это бастард, недостойный даже права на торжественную церемонию харакири
с отсечением головы для облегчения процедуры. Когда ведешь пронизанную интригами
военную кампанию с многотысячной армией, недостойно отвлекаться на какие-то
разборки в «песочнице».
Ведь при первом взгляде на Total War Battles: Shogun складывается
именно такое впечатление. Узкая полоска поля боя тянется слева направо от вашего
лагеря до позиций ставки противника. Наиболее распространенная задача тривиальна
до безобразия – прошагать своими отрядами по шестиугольным клеткам строго на
восток (то есть, направо), сокрушая по пути сопротивление врагов, зарубив в
финале марша их генерала. И никаких просторных карт для хитрых маневров в духе
Panzer General.
Здешние локации прямолинейны, словно коридоры космических станций третьесортного
шутера.
Нарочитой банальностью отдает и сценарий повествования, посвященный мести сына
убитого главы клана, лишенный малейшего намека на историческую достоверность
«старшей» игры и преподнесенный в лучших традициях NES. Порой кажется,
что в текстовом блоке диалога злодея вот-вот появится строчка: «HA-HA-HA!
You're a fool!».
Но когда, с трудом поборов брезгливость, пробуешь где-нибудь на работе урывками
проходить Total War Battles: Shogun, начинаешь понимать, что
Creative Assembly в графе разработчик значится не зря. И танто по остроте
ничем не уступает катане. Просто практика их использования совершенно разная.
Непростая гармония
Хотя экономическая составляющая игры и не претендует на лавры оригинальности
(перед нами привычные ресурсы вроде золота, леса, железа и боевого духа), но
со строительством профильных объектов на зажатой снизу и сверху полоске земли
придется помучиться. Здешним постройкам недостаточно ровной земли, им подавай
подходящих соседей! Вот и получается, что реализация мечты о постройке монастыря
отложится на неопределенный срок, если из свободных мест для его возведения,
лишь площадка близ рынка. В таких шумных условиях настоящих монахов не воспитаешь,
так что придется отвоевать для него землю поспокойнее.
Вот и приходится вместо бездумного возведения все более продвинутых зданий
заниматься вдумчивым планированием лагеря, без которого вы в один прекрасный
момент рискуете остаться с кучей отложенных денег на необходимый проект, но
без возможности его построить. Порой возведение того или иного сооружения должно
сопровождаться целым комплексом условий, вроде близости одной постройки и удаленности
другой. Прибавьте к этому эффективность ресурсодобывающих зданий в зависимости
от их географического расположения (близ реки золота намыть можно больше) и
вы получите занятный кубик-рубик, который придется собирать на ограниченном
пространстве.
Путь самурая
Мучиться над удачной архитектурой своего лагеря придется, если вы хотите воспитать
в его стенах конкурентоспособную армию. Ничего не стоит наштамповать дешевых
отрядов завербованных из крестьян асигару и швырнуть тех прямо на наступающего
врага. А потом любоваться, как ваши рекруты один за другим падают замертво от
ювелирных взмахов меча опытных воинов противника, оставивших ваш лагерь без
защиты. Путь от неумелого новичка до украшенного стильными доспехами опытного
воина долог и дорог. Но только качеством, а не количеством получится решить
большинство задач в Total War Battles: Shogun, накладывающую
лимит на численный состав ваших войск.
Конечно, поднять максимальную численность армии можно с помощью общей прокачки
параметров, повышающей также производительность выработки ресурсов и прокачку
воинов. Но случается это знаменательное событие настолько редко, что гораздо
выгоднее уповать не на манну небес и даже не на кратковременное действие спец
умений вроде бессмертия, а на умелое жонглирование родами войск в условиях скученности
юнитов.
Бойцы эпохи Сэнгоку представлены в Total War Battles: Shogun
на удивление широким фронтом. Уже освоившие порох аркебузиры хвастаются солидной
дистанцией выстрела, но пасуют перед ортодоксальными лучниками в их умении стрельбы
навесом через естественные преграды. Кавалерия привычно сметает мечников, обжигаясь
о частокол выставленных копий. Монахи и ниндзя, пушки и мечи – все войска могут
помочь в решении боевой задачи, если использовать их с умом.
Задачи, к слову, бывают разными. Это только самое первое время кажется, что
игра от вас требует лишь бездумного продвижения вперед к ставке вражеского генерала.
Очень скоро выясняется, что даже в наступлении нужно действовать осмотрительно,
чтобы не пропустить в тыл вражеский отряд, не имея возможности развернуть войска
(двигаться-то можно только вперед). К тому же, игра изобилует побочными заданиями
в духе сопровождения важных персон или уничтожения особо ценных боевых соединений
врага.
Маленький самурай
Скептики правы в одном. У Total
War Battles: Shogun кроме схожести названия и сеттинга нет ничего
общего с Total
War: Shogun 2, пусть даже за обеими играми стояла одна и та же
кампания. Но именно благодаря ее усилиям, карманная самурайская война не скатилась
в простенькую вариацию tower defens, а выросла в удивительно глубокую и разностороннюю
стратегию, которая не потерпит к себе пренебрежительного отношения.
Автор: Александр Соколов
|