Древняя легенда гласит, что когда один из богов окунул в морские воды свой
меч, упавшие с клинка капли затвердели и стали островами Японии. С тех пор почти
на протяжении всей своей истории существования за право обладания этим даром
богов боролись могущественные дайме. Они мечтали получить от Императора вожделенный
церемониальный меч сэтто, подтверждающий их притязания на титул сегуна и ради
этого нередко шли на все. Интриги внутри кланов перемешивались со сложными династическими
союзами, военные кампании шли рука об руку с тонкой дипломатией, а коварство
и тонкий расчет при любом удобном случае подтверждался использованием ниндзя
и обменом заложниками. Многое из перечисленного выше нашло свое отражение в
недавней великолепной Total
War: Shogun 2. И вот перед нами появилась возможность взглянуть
на цветение сакуры и блеск мечей уже в другом масштабе при помощи Sengoku
от знаменитой студии Paradox.
Плох тот дайме, что не мечтает стать сегуном
Период феодальной раздробленности Японии, в честь которого названа игра, как
нельзя лучше подходит для сеттинга многогранной стратегии, где сила меча ничтожна
без умелого руководства и продуманного планирования. По сути, Sengoku
игра не столько про войну, сколько о построении крепкой династии. Однако цель
перед игроком ставится вполне конкретная (в отличие от остальных игр Paradox).
Выбрав одного из четырех сотен персонажей вам необходимо объединить под его
флагом разрозненные земли Японии и удержать титул сегуна на протяжении трех
лет. Задачу можно изначально упростить, избрав в качестве своего протеже лидера
крупного клана, кому подчинены уже несколько дайме. Но можно стартовать и в
роли мелкого вассала, не являющимся даже лидером клана, а значит и не имеющим
тех дипломатических привилегий, (о них чуть позже) которыми могут похвастаться
его маститые соседи.
Бусидо в сердце
В тотальную гонку за историческую достоверность игра не вступает, не стремясь
сделать всех своих персонажей реально существовавшими личностями. Однако и таковые
здесь имеются, потому любители средневековой Японии с радостью отметят их присутствие.
Тем не менее, персонажи являются стержнем игры, потому на отработку их личных
качеств и взаимодействий с другими феодалами был сделан особый упор. Черты характера
предсказуемо передаются потомству, что нужно учитывать при назначении своих
родственников вассалами на завоеванных территориях. Также у каждого героя имеется
три основных навыка, определяющие его способности ведения боевых действий, владения
искусством дипломатии и совершения подковерных интриг. Плюс к этому имеются
еще два параметра – честь и золото. С последним все понятно, а вот на чести
стоит остановиться поподробнее.
Здесь она играет роль своеобразной валюты, растеряв которую всю до нуля вы
автоматически проигрываете кампанию. Так стоимость объявления войны зависит
от текущих отношений с будущим противником. Вероломное нападение на бывшего
союзника сильно потреплет вашу честь, в то время как агрессия в отношении исторического
врага понизит ее показатели лишь незначительно. Повысить ценный параметр можно,
как традиционными способами вроде раздачи земель своим слугам, так и весьма
экзотическими средствами. Имея наследников, глава клана может вспороть себе
живот, доказав приверженность принципам бусидо. Подобный трюк работает и в отношении
ваших нерадивых вассалов. Покончить с зарвавшимся подчиненным допустимо с помощью
приказа сделать сэппуку. Отказ от благородного самоубийства автоматически приведет
к значительной потери чести у труса, однако часть параметра снизиться и у вас,
как у главы клана, которого не слушаются подчиненные.
Свита делает короля
Но дырявить собственный живот не придется, если вы правильно назначите своих
родственников на государственные посты и будете вести с их помощью сбалансированную
политику. Три основные должности внутри двора определят не только вашу военную
доктрину и дипломатию, но и обустройство подконтрольных провинций. Мастер церемоний
отстраивает инфраструктуру в провинциях, управляя ее экономической эффективностью
и снижая риски возникновения восстаний. Также он отвечает и за наведение дипломатических
мостов с другими кланами, однако если вы не являетесь лидером собственного клана,
то этот титул еще предстоит получить легитимным путем или с помощью интриг.
За их проведение во многом отвечает управляющий гвардии, в чьи обязанности
кроме всего прочего входит организация крестьянских восстаний в провинциях и
наем ниндзя. Функции этих странствующих кланов здесь аналогичны их собратьям
из Total War:
Shogun 2. Подрыв оборонной способности противника, освобождение
заложников, ликвидация неугодных деятелей и прочие пакости. За повышение же
показателей собственного войска отвечает мастер оружия, улучшающий оборону замка,
проводящий модернизацию в войсках и занимающийся их наймом.
Путь меча
Воевать со временем придется не только мечом, но и с помощью огнестрельного
оружия, занесенного европейцами в Японию вместе с христианством, ставшим наравне
с синтоизмом и буддизмом одним из основных религиозных течений. Отсутствие в
игре флота превращает расположенные по другую сторону пролива замки чрезвычайно
опасной преградой, вынуждая планировать битвы по возможности без форсирования
водных препятствий. Сражения привычно происходят на преобладающих в конкретной
провинции типах местности и имеют свойства изменять ширину поля боя в зависимости
от его топографических особенностей. Многочисленные армии смогут развернуться
в полной мере только на широких полях, теряя преимущество численности в горах.
Таинственное великолепие
Техническое исполнение Sengoku оставляет двойственное впечатление.
Аккуратно выполненная карта выглядит красиво и самобытно, обладая необходимым
восточным колоритом, а фоновая музыка рискует надолго поселиться в плей-листах
вашего плейера, помогая вам снимать напряжение трудового дня. Вместе с этим
насладиться в полной мере миром средневековой Японии без проблем смогут только
«свои». Игра крайне недружелюбна к новичкам, не утруждая себя объяснениями
принципов политического управления и полезными энциклопедическими отсылками.
Поэтому, если значение слов «куни», «дайме» и «асигару»
вызывают у вас затруднения, то с адаптацией в Sengoku возникнут определенные проблемы. Также нельзя занести в актив игре ее некоторую
шаблонность. Освоив однажды алгоритм построения крепкой династии его можно с
успехом применять и впоследствии. Выбор мелкого вассала на старте кампании немного
усложнит задачу, но лишь до поры до времени, после чего все снова пойдет по
накатанной колее.
Осторожно, ступеньки!
Сотрудники Paradox Interactive не единожды подчеркивали, что
создают только те игры, в которые интересно играть им самим. Но было бы очень
неплохо, если для освоения Sengoku
в полной мере не нужно было быть сотрудником создавшей ее студии или принадлежать
к довольно узкому кругу почитателей средневековой Японии. На деле игра оказывается
совсем не такой монстрообразной и позволяет себя пройти с помощью отлаженного
алгоритма действий, но из-за своей негостеприимности многие новички этого попросту
никогда не узнают. Они потеряются в огромном количестве провинций с диковинными
названиями, среди невиданных доселе персонажей и политической специфики феодальной
Японии.
Автор: Александр Соколов
|