Обе части Portal были признаны многими игроками как лучшие в индустрии видеоигр головоломки. Там был и отличный сюжет, и юмор, и действительно оригинальные геймплейные находки, хоть они и были позаимствованы у никому не известной Narbacular Drop. Ну а так как экшен-головоломок на рынке практически нет, да и основной конкурент чересчур силен, перед разработчиками встает очевидная дилемма – сделать игру наподобие «Портала» и добавить туда какие-нибудь особенные «фишки» или отказаться от этой затеи, предвещая сравнения критиков и игроков со знаменитой головоломкой.
Разработчики Q.U.B.E. (и почему создатели игр так любят ставить точки в аббревиатурах?) не побоялись и пошли по первому пути. Но ни сюжета, ни хорошего саундтрека у них нет – игрок просто оказывается в очень длинном и извилистом коридоре и должен пробираться через комнаты, в каждой из которых есть несложные задачки. Именно несложные, так как вариантов решения никогда не бывает больше пяти, а потому методом «тыка» можно найти нужный и продолжить путь.
Порталов здесь разумеется нет, есть лишь главгерой в черных перчатках, способный перемещать разноцветные кубы. Причем если в комнате обычно от трех до десяти цветных кубов, то все остальные окрашены в белый цвет – прямо как в каких-то комнатах для сумасшедших. Из-за этого ощущается какое-то ощущение незавершенности, хотя такой интерьер комнат, очевидно, подразумевался разработчиками с самого начала.
Так вот, кубы. Есть красные, которые можно выдвигать из пола или задвигать обратно. Есть желтые, в количестве трех штук – активируйте один из них, и он выдвинется чуть дальше остальных. Есть синие, от которых можно отскакивать чуть выше, чем способен персонаж. То есть геймплей выглядит так: открывается дверь, персонаж заходит в комнату и изучает, какие кубы там есть. Потом, недолго думая, он начинает со всеми ними взаимодействовать и пытается добраться до следующей двери. И так до победного конца.
В какой-то степени это интересно, а уж в конце игры уровни становятся и вовсе увлекательными благодаря дизайну. Но никакой дизайн не спасет игру, если она чересчур проста, а Q.U.B.E. именно такая. Изучить каждую стену, найти на ней квадраты или кубы, попробовать их подвигать – и все, комната пройдена. Portal (больше сравнивать не с чем) в этом плане был куда разнообразнее – там были противники, там нужно было подумать, где открыть портал, где закрыть, как донести куб до кнопки. Тут же думать почти не приходится, а для головоломки это непростительно.
Конечно, есть моменты, когда нужно докатить шарик до определенного места, постараться не коснуться лазеров. Но и это можно пройти за несколько минут. Как и саму игру – она настолько коротка, что не успеете вы начать ей наслаждаться в полной мере, как она тут же покажет финальные титры. Да и перепроходить ее нет смысла – если в творении Valve можно было искать какие-то секреты, тайники и прочие вещи, рассказывающие о мире игры, то здесь вы найдете лишь комнату с разработчиками (чему посвящено одно из достижений Steam) и все.
***
Q.U.B.E. явно очень здорово выглядел на бумаге, находясь на стадии дизайн-документа. Но то ли его не успели закончить, то ли запас идей иссяк, и в итоге мы получили игру, больше напоминающую демонстрационную версию технологии с кубами и квадратами разных цветов. Разработчики словно говорят: «Вот вам идея, а сюжет, саундтрек и окружение остаются на вашей фантазии». Мы бы рады такому раскладу, вот только просить за это деньги несколько странно. Если студия когда-нибудь возьмется за похожий проект и доведет его до ума, будет отлично. А пока – высоко оценивать практически нечего.
Автор: Алексей Лихачев
|