Современные инди-разработчики пользуются с переменным успехом двумя основными
приемами для привлечения внимания к своему творению. Можно попытаться создать
уникальный геймплей или хотя бы показать с необычного ракурса хорошо знакомую
игровую механику. А можно сделать ставку на сюжет, атмосферу, идею и прочий
материальный и абстрактный контент. Второй путь чуточку проще, ибо расширяет
горизонты игры шире набора пикселей на экране, вынужденных подчиняться определенным
законам. Именно эту дорогу выбрали создатели Papo
& Yo, временами забывая о технической стороне игры.
Мой папа монстр
Дуэт ребенка и чудовища давно уже стал в игропроме классическим. Другое дело,
что в большинстве проектов монстр только на лицо ужасный, а на деле добрый и
отзывчивый друг, помогающий справиться с задачами, до которых хрупкие детские
руки еще не доросли. Говоря проще, связка ребенок + чудище = геймплей двумя
разными героями. Но в Papo & Yo все иначе!
Рогатый увалень большую часть времени вообще не обращает внимания на Кико –
главного персонажа повествования. Иногда чудовище прогуливается в поисках золотых
фруктов для питания, но чаще всего оно мирно дремлет у стены какого-нибудь дома,
предлагая использовать свое пузо в качестве батута.
Но все резко меняется, если чудище слопает лягушку! Его лень сменяется яростью,
выплескивающуюся на Кико в виде тычков и зуботычин. И только синий фрукт заставляет
буяна успокоиться, отправив в царство Морфея.
Игры разума
Безразличие и всплески ярости – типичная модель поведения папаши-алкоголика,
от которого мальчик прячется в собственном воображении, обзаведясь в нем новыми
друзьями, но так и не отделавшись до конца от своего родителя, принявшего иную
форму. Papo & Yo достаточно умело обыгрывает взаимоотношения
ребенка и принявшего отталкивающий облик его отца, с которым у Кико в реальной
жизни масса проблем.
Иногда отцовские чувства все-таки просыпаются в отравленном алкоголем сознании.
У вас получится даже поиграть с ним в мяч, пусть и выслушивая при этом его недовольное
ворчание. А большую часть игрового процесса чудище, хоть и без лишнего энтузиазма,
но все-таки следует за ребенком, помогая ему своим присутствием решать несложные
игровые пазлы.
Задания здесь во многом такие же метафорические, как и взаимоотношения двух заглавных
героев. Оживший игрушечный робот, сидящий на спине у Кико, играет роль джетпака
и своеобразного гарпуна, помогая своему другу преодолевать различные препятствия.
А они бывают совершенно неожиданными – причудливая архитектура местных фавел
стала еще удивительней в воображении Кико!
Нагромождение наспех сколоченных хибар, наставленных друг на друга подобно
кубикам детского конструктора, предоставляют широчайшие возможности для дизайна
уровней, чем не постеснялись воспользоваться разработчики игры.
Сравнение с кубиками приведено не случайно. Очень многие игровые пазлы требуют
от вас манипуляций целыми домиками, будто элементами конструктора. Например,
можно с помощью стоящих на земле коробок переставлять местами дома – перемещение
коробки вызывает аналогичное смещение дома в игровом пространстве. Или поменять
мостовую и стены домов местами, дернув за нужный рычаг.
Юный механик
Но в основном, взаимодействовать с игровым миром придется с помощью различных
шестеренок и рычагов, подчеркнуто выделяющихся на фоне грязных фавел своей ослепительной
белизной. Потянув за закрепленную с помощью робота Лула нить можно раскрыть
стены домов подобно театральному занавесу или сделать импровизированную канатную
дорогу.
Большинство пазлов не требует от вас ничего большего, чем просто взять и активировать
все предусмотрительно подсвеченные зоны на очередной локации. Если вы жаждете
высокой сложности и многоходовых комбинаций, то Papo & Yo
порадовать ими вас не сможет. Максимум, что от вас требуется кроме активации
шестеренок – заманить монстра в заданную точку с помощью фруктов, продвинувшись
дальше по локации. Будут и вариации с лягушками (образное обозначение алкоголя),
но по существу они мало чем отличаются.
История одного разработчика
Papo & Yo в гораздо большей степени интерактивная история
(причем очень абстрактная), чем игра. Минимум персонажей в пустынном и необычном
игровом мире выводят на первый план проблему взаимоотношений ребенка и пьющего
отца, настигающего Кико даже в его собственных фантазиях.
В сущности, Papo & Yo – произведение очень личное. Причем
не столько для игроков, сколько для его создателя – Вандеру Кабальеро. Он не
стал скрывать от журналистов, что история Кико и его пьющего отца-монстра во
многом списана с его собственного детства, в котором также был пристрастившийся
к алкоголю отец. И с помощью этой игры он хотел показать, что даже имеющий право
обижаться на своего родителя ребенок все равно любит отца. А в тяжелом хроническом
алкоголике еще остались чувства к своему ребенку, которые тот старается проявлять
по мере своих способностей.
Концепция у игры сильная, игровой мир продуман интересно. Даже простоту геймплея
можно было бы списать на умышленный ход разработчика, не желающего отвлекать
зрителя от повествования угрозой застрять на одном пазле на несколько часов.
Но вот вопиющая забагованность игры снисходительных комментариев не вызывает.
Кико проваливается не только в свои фантазии, но и в текстуры посреди уровня.
Наткнуться на невидимую стену или потерять своего пристрастившего к лягушкам
монстра в очередных текстурах – явление в этой игре не редкое.
Зато музыкальное оформление игры не подкачало, будучи едва ли не единственным
сильным элементом в техническом оформлении приключения.
В инди-стиле
Интересная концепция и слабая техническая реализация – родовое проклятье подавляющего
большинства инди-игр. Papo
& Yo была бы сильным произведением, став еще одним подтверждением,
что игропром – может быть не просто развлечением, но и новой разновидностью
современного искусства. Но из-за технических огрехов знакомство с игрой сродни
чтению интересной книги с кучей грамматических ошибок.
Автор: Александр Соколов
|