Игроки, которым есть хотя бы немножко за двадцать пять (если таковые есть среди наших читателей – вы хоть отпишитесь в комментариях, а то что мы сейчас воду мутить будем) наверняка должны помнить игры ныне позабытого всеми жанра dungeon crawl, то бишь, говоря корявым языком «ползалка по подземелью»: Ultima: Underworld, трилогию Eye of the Beholder и многие, многие другие. Малоизвестный, думается, факт – ныне знаменитая повсюду ролевая эпопея Elder Scrolls тоже во времена своей буйной молодости времён Elder Scrolls: Arena тоже была dungeon crawler’ом.
Вы спросите: «А к чему был, собственно, этот ностальгический порыв?». Всё просто – финская студия Almost Human сделала игру, которая на 100% воспроизводит рецепт, который был безвозвратно утерян во времена золотой эпохи ролевых игр. Называется она Legend of Grimrock.
Квартет приключенцев
«Старая школа» показывает себя во всей красе уже с первых секунд и не прекращает рисоваться до самых финальных титров. Сюжет, по умолчанию, донельзя аскетичный – группу из четырёх заключённых выбрасывают на пике горы Гримрок в колодец, разве что без криков «Это ГРИМРООООК!», заставляя практически без каких-либо намёков на развитие истории пробираться всё глубже и глубже в подземелья.
Подбор партии, типичная процедура, выполнена по всем заветам жанра – ролевая система в стиле D&D, типичная и донельзя классическая настолько, что говорить о ней подробно даже как-то постыдно. Предрасположенные к одной из трёх профессий (воин, маг, вор) четыре расы (люди, как обычно, типичные «середняки» на все руки) прилагаются.
Обучение? Полноте. Четыре скупых слайда расскажут лишь о том, как ходить, пользоваться инвентарём, картой и окном персонажа. Новичкам тут делать не то, чтобы нечего – въехать в Legend of Grimrock сможет и семилетний ребёнок, но, как говорится, не в коня корм: основной кайф, получат именно те, кто в своё время видал первые части той же Wizardry. Специально для них разработчики создали специальный хардкорный режим, в котором отключена авто-карта. Не хотите заблудиться? Доставайте карандаш и листочек бумаги. Штук эдак сорок.
Подземелья без драконов
Впрочем, потеряться в катакомбах Гримрока можно и безо всяких включенных усложняющих примочек – уж больно запутанны местные лабиринты. Перемещение по ним отличается не только замороченной планировкой, но ещё и огромным количеством загадок. Даже сражения, о которых речь пойдёт дальше, занимают меньше времени, чем разгадывание очередного паззла, позволяющего пройти дальше. Разработчики напичкали всё пространство тёмных коридоров, как обязательными, ключевыми для дальнейшего прохождения загадками, так и второстепенными, открывающими доступ к разным полезностям.
Рычаги, кнопки, подвижные плиты, ловушки – сохраняться приходится довольно часто, ибо игра явно не терпит ошибок. И ещё один совет: рекомендуется всегда носить с собой дежурный набор всяческого хлама, например раскиданные тут и там булыжники. Нередко они заканчиваются именно тогда, когда открытие очередной двери невозможно без броска каменюки в какое-нибудь отверстие. Ну и, конечно, стараться не лезть на сайты за советами по прохождению, хотя подмывать к такому действию вас будет постоянно - сами создатели раздают подсказки весьма скупо, туманно и двусмысленно.
Битва на скорость
К боевой системе привыкнуть сразу тоже трудновато. Надо принять во внимание то, что герои ходят строем двое в ряд и те персонажи, что стоят позади ни при каких условиях не смогут атаковать оружием ближнего боя. Осложняется всё тем, что бои происходят в реальном времени, после каждого удара персонаж некоторое время отдыхает, а шанс промаха у неразвитых протагонистов весьма велик, так что одна единственная тварь может запросто положить всю команду. С магией ещё интереснее – заклинания изучаются или наобум, путём применения комбинации рун, либо после прочтения соответствующих свитков, которые ещё надо потрудиться найти.
Данная механика заставляет весьма осторожно относится к выбору тактики, зато успешно проведённое сражение неизменно оставляет на душе оттенок неподдельной гордости.
XXI век
Похвально то, что при всей архаичности механики, финны смогли облечь её в весьма современную и сочную картинку. Да, бесконечные однообразные каменные коридоры, рано или поздно начнут раздражать, но до сего момента отличная работа с освещением, качественные текстуры и симпатичные модельки монстров будут производить самое благостное впечатление.
В отличие от саундтрека. Который, за исключением главной темы, отсутствует как таковой. Так что рекомендуется набить лист воспроизведения своего проигрывателя каким-нибудь подходящим по случаю набором треков. Для этих целей отлично подойдут «пещерные» темы из Morrowind и Oblivion за авторством Джереми Соула – тот случай, когда один бывший dungeon crawler вполне может помочь своему младшему брату в полную силу.
***
Legend of Grimrock – волшебное возрождение позабытого давно жанра, которое подойдёт как и для старых фанатов, и для новой аудитории. Единственный существенный недостаток игры – некоторое однообразие и отсутствие генерирующегося окружения, что критическим образом сказывается на реиграбельности. Впрочем, официальных дополнений, равно как и пользовательского инструментария по созданию уровней вполне стоит ожидать в самом ближайшем будущем. Так что вполне вероятно, что наше путешествие по подземельям Гримрока получит продолжение.
Автор: Данил Ряснянский
|