Все началось в далеком 1968-м с появления на экранах легендарной «Ночи живых мертвецов» Джорджа Ромеро (только не путайте его с Джоном Ромеро, основателем id software). Благодаря именно этому фильму зомби стали настоящей иконой голливудского хоррор-кино. Спустя сорок лет ничего, в общем-то, не изменилось: зомбарей любят и почитают. Можно сколько угодно брюзжать, что тема избита, что зомби не могут бегать и вообще существовать, что уже «не страшно»… Всем этим скептикам (кому не страшно) настоятельно рекомендую поиграть в Left 4 Dead.
Go go go!
Valve, как известно, штамповкой дешевок не занимается. Однако до появления Left 4 Dead креаторы из Беллеву, штат Вашингтон, работали исключительно в рамках вселенной Half-Life. Возникает резонный вопрос: а почему новый проект – про зомби? Да еще без любимых публикой хед-крабов и монтировки?
И на резонный вопрос несложно ответить, стоит лишь обратить внимание на заявленный жанр. Командный шутер, не больше и не меньше! Многопользовательские баталии – конек Valve в не меньшей степени, чем эпические похождения некоего Г.Фримана.
Итак, в кого стреляем на этот раз? В живую мертвечину самых разных сортов. Сюжета нет, есть лишь концепция: четверо выживших после какой-то вселенской чумы пытаются оставаться в живых и дальше. И чтобы не стать страшными мертвяками, герои должны бежать, быстро бежать и иногда бежать бесшумно. Времени на планомерную зачистку уровня просто нет, нежить валит со всех сторон, и в голове остается одна мысль: ну где, где же заветное убежище, в котором можно передохнуть?
Большая охота
Кооператив (или сингл с ботами вместо полноценных напарников) состоит из таких вот «перебежек». Причем чем «чище» пройден текущий уровень (сиречь, чем меньше вас покусали) – тем проще будет играть на следующем. Игра фиксирует манеру прохождения уровней и выдает бонусы в зависимости от ваших навыков. Чем лучше играете – тем меньше получаете, все справедливо. Кинематографичности добавляет и система динамической сложности, случайным образом разбрасывающая врагов и убежища по уровню. Получается действительно хоррор с суматошной беготней, паникой и различными «внезапностями» в виде проклятых покойников, неожиданно выскакивающих из-за угла.
Квазиживого мяса много. Основная армия Left 4 Dead – это толпа «ускоренных» зомби. Римейк «Рассвета мертвецов» от Зака Снайдера помните? Настырные и ненормально быстрые для разлагающихся покойников супостаты – именно такие же, как в хорроре про супермаркет. В Left 4 Dead не то что отдыхать, лечить партнеров некогда – среднестатистический зомби бегает как Карл Льюис в молодости.
Но отстрелом простых мертвяков дело не ограничивается. Боссы: «охотник» - лазает по стенам и больно кусается, подходит под описание персонажа из «Большого куша» («…Тони, а почему его зовут «Хрен Попадешь»?); «толстяк» изрыгает субстанцию, приманивающую других зомби, а «курильщик» далеко выбрасывает свой модифицированный язык в стремлении поближе познакомиться с игроком. Артиллерия потяжелее – «танк» и «ведьма». Первый силен, как непонятно что, с легкостью швыряется чем попало, завалить такого боевика сложно. Вторая – сама невинность, если ходить осторожно, не шуметь, не светить фонариком… и не стрелять из своего огромного пистолета, Луис! «Ведьма», услышав пальбу, расправляется с источником беспорядка в секунду.
Товарищи, которых зомби все-таки запинали, не умирают (привет, Clive Barker’s Jericho), а остаются «в поле», дожидаясь подмоги и отстреливаясь из пистолета. И так трижды, после чего команда лишается партнера до следующего убежища. При потере одного из квартета задача троих выживших резко усложняется. Valve здорово поработали над балансом, четко заточив мультиплеер под четырех человек.
Давить нечисть нам предлагают в классических «ужастиковых» местах. В нашем распоряжении (в любом порядке): больница, кладбище, лес, аэродром, коттедж из «Зловещих мертвецов», ферма и прочие охотничьи угодия.
Противостояние
Насыщенный кооператив отцы Half-Life «озолотили» режимом «Versus». Упрощенный вариант такого противостояния любители сетевых баталий могли видеть в Aliens vs Predator. Команда приключенцев из сингла против четырех боссов из него же. Причем на картах той же кампании. Ну, и всего-то пара-тройка тонн драйва…
Действительно, «Versus» - это уйма тонких тактических решений как для команды «людей», так и для «монстров». Последние (и так не подарок) с помощью человеческого интеллекта становятся чрезвычайно опасными противниками, а разнообразие всяких уловок и дизайнерских решений на уровнях можно расписывать часами. Традиционным преимуществом команды «людей» станет огневая мощь и шустрость.
Графически Left 4 Dead напоминает Half-Life 2 (и не случайно, движок-то один), но, как ни крути, у нового детища Valve свое лицо, интересное, необычное, пусть даже и подернутое (слегка!) разложением. Никаких рэйвенхольмов и хед-крабов, Left 4 Dead «отделан» по-особенному, у игры неповторимый стиль, продиктованный ее характером и явной многопользовательской направленностью.
Недостатков минимум, Valve все делает на совесть. Маловато карт (половина от кампаний сингла), но online-заточка проекта не оставляет сомнений в том, что скоро мы получим и карты, и новых монстров, и (было бы здорово) новые оригинальные режимы игры.
Автор: Макс Шепелев
|