Современный мир всеми силами доказывает истинность замечательного утверждения «Кто платит, тот и заказывает музыку». И тот же Kickstarter, в пользе и функциональности которого в отношении видеоигр ещё полгода назад можно было сомневаться, сегодня собственную полезность раз за разом только подтверждает. Сначала первая, самая жирная ласточка среди подобных кампаний оправдала ожидания покупателей – первая половина Broken Age вышла достойнейшим представителем жанра adventure. А теперь пошли птицы полетом пониже, но от того не менее прекрасные.
Pixel Fantasy for Epic Loot
Для начала давайте договоримся считать Last Dream представителем все же не столь класического жанра RPG, сколько чуть более экзотического его подвида jRPG – на это указывают несколько формальных признаков, среди которых своеобразное построение сюжета и визуальный стиль.
Итак, на персональных компьютерах, исторически, не так уж много представителей jRPG – самые известные японская ролёвки Final Fantasy и Dragon Quest в основном появлялись на консолях. И, как недавно выяснилось, совершенно зря. Потому как пользователи явно изголодались по хорошим, качественным представителям данного жанра. Понять это легко хотя бы на примере Last Dream – визуально простейшей восьмибитной ролевой игры, сделанной чуть ли не на коленке шестью энтузиастами. Объяснить успех кампании, в результате которой собранная сумма превысила изначально заявленные 1,5 тысячи долларов практически в 10 раз как –то иначе, нежели четким попаданием в интересы игроков, трудно, если не сказать невозможно.
Впрочем, Last Dream с плохо скрываемым удовольствием нарушает все мыслимые и немыслимые представления о мире современных нежных игроков (игра даже запускается, по умолчанию, в малюсеньком окошке примерно 500х600 пикселей). Но авторы отлично знают, что модно и как должны выглядеть игры сегодня. И умело делают всё, чтобы вам захотелось вернуться в прошлое и восстановить все упущенные, казалось бы, безвозвратно, моменты, механики и сюжеты.
Разобраться в нагромождении местной ролевой системы поначалу сложно, хоть и интересно.
После всех бесконечно совершенных графически продуктов геймдизайна, блестящих полигонами и отражениями очень трудно представить, что какая-то простейшая сценка, поставленная с помощью горстки пикселей, может пробирать не то что до мурашек – до дрожи. Однако, Last Dream неоднократно доказывает – может. Первая же кат-сцена буквально хватает зрителя за грудки и вместе с главным героем сначала кидает в море, затем на пляж, в лес и город, срывая крышу невероятным сочетанием постановки и музыкального оформления.
При этом, ваш предыдущий игровой опыт здесь не играет совершенно никакой роли – даже если это первая ролевая игра подобного типа в вашей жизни, то страшного ничего в этом нет. Да и если вы всю жизнь считали jRPG чем-то невероятно сложным и непонятным, то здесь вы поймете, насколько жестоко ошибались. И всё это заслуга длинного, но грамотно построенного туториала. Правда, придется очень много читать, но это в данном случае неизбежно (да и скорее плюс, чем хоть сколько-нибудь весомый минус).
Попал, умер, попробовал ещё раз
Впрочем, диалоги в сюжете об очередном «попаданце», по воле сверхъестественных сил оказавшемся в неизвестном ему мире и ставшем там героем, достаточно интересны, чтобы не проматывать их, спеша в бой, а вдумчиво читать, вникая в смысл. Немало в них и юмора, и здоровой доли иронии над собратьями по жанру. При том неудивительно, что диалоги продолжительны – это черта жанра. Удивительно другое – насколько эта маленькая, казалось бы, игра, насыщена контентом. Восемь персонажей на выбор, десятки локаций, обширный бестиарий, в который вшита информация о каждом существе и уникальных его способностях, которое только встретится героям на пути, сотни квестов – в эту игру можно легко наиграть несколько сотен часов, но все равно не изучить её до конца. В пользу этого говорит и мануал в восемьсот страниц, поставляющийся в комплекте. Только вдумайтесь, 800 страниц, на которых размещены не только описания и карты локаций, а расписаны все способности и влияние абилок, а также расписаны практически две сотни ачивментов. Ещё один повод провести за игрой множество увлекательных вечеров – паззлы, разбросанные по карте мира. При этом полсотни паззлов разнятся не только сложностью, но и самой механикой. Такое ощущение, что фантазия авторов близка к бесконечности, настолько идеально здесь выдержан баланс между качеством и количеством.
Что до игрового баланса, то и здесь, на удивление и в пример крупным командам c большими бюджетами, вроде Obsidian или Square Enix, все практически идеально. Да, поначалу, когда игрок ещё не освоился в мире, его не выпускают дальше стартовой локации. Но как только первая часть квеста выполняется – всё. Невидимые стены рушатся и больше никто не запрещает пробовать свои силы и удачу на высокоуровневых боссах. Правда, велик риск не только забыть про главный квест, но и заплутать, залезть туда, куда совать любопытный нос не следует, а в итоге увидеть на экране печальную надпись Game Over.
Порой в игре случаются практически тупиковые ситуации. Но выход всегда есть!
Иногда кажется, что главная проблема Last Dream в том, что здесь кривой геймдизайн и излишне запутанные локации. Отчасти, так оно и есть. Но по большому-то счету проблема совершенно в другом. В том, что мы совершенно отвыкли от таких игр. И когда сложный продукт, не стесняющийся выставлять игрока дураком, сделанный малоизвестной командой без столь ценимого сегодня опыта, сначала смеется над твоими слабостями, тыкает тебя в них лицом, а затем приучает находить выход даже из самых сложных ситуаций, это подсаживает. После него категорически не хочется возвращаться в мир продуктов AAA класса. В Last Dream попадаешь изнеженным, не готовым к трудностям, а затем, совершенно неожиданно для себя, влюбляешься в этот пиксельный мир и не хочешь его отпускать.
А ещё в этой игре совершенно замечательная музыка. Когда гитарные запилы во время боев сменяются переложением токкаты ре-минор Баха в кат-сцене, а затем пробирающей до мурашек вокальной партией на карте мира, понимаешь – вот оно, счастье. Иногда невольно ловишь себя на мысли, что даже наигравшись вдоволь, хочется запустить игру, но тут же свернуть её и наслаждаться одной лишь музыкой. А это не такое уж частое явление, чтобы его недооценивать.
***
Last Dream – действительно ода классическим ролевым играм, и писать про неё можно практически бесконечно. Хочется рассказывать об удивительных ситуациях, когда заплутав в очередном подземелье, победив там высокоуровневого босса и растеряв практически всю команду, все же получилось выбраться с невероятной добычей. Хочется отдать должное сюжету, который на удивление легко обходит штампы и клише. Но чем читать, куда приятнее прочувствовать это на собственной шкуре. И заодно дать White Giant RPG Studios шанс порадовать нас ещё чем-нибудь прекрасным. Ведь 300 рублей, по современным меркам, практически и не деньги, а десятки приятных вечеров за отличной игрой - бесценны.
Автор: Василий Карпушев
|