Неуловимый призрак скрывается за незнакомыми на первый взгляд чертами этого замечательного мира. Он следует за вами по пятам, не отставая ни на шаг, добавляет в калейдоскоп новых впечатлений легкое чувство дежа вю. Остановившись на мосту, чтобы полюбоваться шумным водопадом, и уловив боковым зрением еле заметное движение, кажется, что из зарослей вот-вот выскочит отряд имперских солдат в характерном черно-белом обмундировании. И рука уже машинально пытается нащупать рукоятку светового меча. А в разговорах с Мастером так и хочется переспросить: «Учитель, простите, вы сказали «юный падаван»?
Откуда растут уши?
В своем прошлом творении Star Wars: Knights of the Old Republic умельцы из BioWare получили на растерзание огромную вселенную со всеми прилагающимися атрибутами: глубоким проработанным миром, узнаваемыми персонажами и, стало быть, ордами фанатов. Стоит признать, «Звездные войны» дядюшки Лукаса они освоили отлично и выдали на суд игровой общественности очередной хит. С Jade Empire все немного не так. На руках у разработчиков был готовый KotOR, но за бортом остались добрые джедаи, злые ситхи и прочие плюшки популярной лицензии. Что же, ребята не стали лукавить: они взяли ту же игру и просто придумали для нее новый мир. Мир Нефритовой Империи.
Декорации кардинально изменились. Забудьте о космических битвах и лазерных бластерах – мы возвращаемся на планету Земля. Нефритовая Империя очень напоминает древний Китай, вот только если добавить в него магию и элементы стимпанка: причудливые паровые механизмы, летающие аппараты и тому подобное. И это первое, за что разработчикам можно ставить маленький памятник. Позаимствовав некоторые элементы восточной культуры, они действительно создали новый мир со своими историей, мифологией и традициями. А про все события, которые происходили на этой земле, о богах, героях и демонах, можно узнать из различных книг, которые часто попадаются на пути. Кстати, кроме морального удовлетворения от изучения истории и основ мироздания, они порой дают вполне осязаемые бонусы.
Сказочка на ночь
Вторая вещь, за которую придется бить поклоны BioWare, – это сюжет. Поначалу все выглядит просто до ужаса банально. Наш протеже как всегда оказывается далеко не заурядной личностью. Учитель Мастер Ли талдычит: «Ты избранный\избранная, высшая цель, великое назначение», бла-бла-бла. В общем, не хватает только амнезии для набора-конструктора «герой ролевой игры, тип – обычный». Еще через полчаса сюжет делает виток, на фоне которого все вышеописанное просто меркнет. Наставника похищают, деревню вместе со школой сжигают, домашний скот убивают… В общем, черт-те что начинает твориться.
Если бы сам не увидел, то в жизни бы не поверил, что из такой завязки получится что-то толковое. И оно, черт побери, получилось. Сюжет преподносит сюрприз за сюрпризом. Так и хочется вскрикнуть: «Ага! Вот он, следующий поворот! Могу рассказать, что будет дальше!» Но на деле предугадать развитие истории получается отнюдь не всегда.
Не последняя роль в происходящем отведена напарникам. Каждый из них – маленькая история, живой человек и цельный характер. И с каждым из них нужно говорить. Чем больше, тем лучше. В этом аспекте BioWare почти дотянулись до своих коллег по цеху из Obsidian Entertainment, которые создали удивительно живых компаньонов во второй части KotOR. Наречье «почти» не удастся упустить из виду из-за некоторой схематичности в общении с вашими союзниками. Сделал что-то важное – появился значок над головой – поговорил. Каким-то тамагочи попахивает.
Зато колоритными получились персонажи. Маленькая девочка, раздираемая изнутри двумя демонами, или огромный бородатый боец Whirlwind. Их нельзя не полюбить. Последнему, кстати, не помешало бы рассказать притчу о Царе Соломоне, а то начало он видимо знает, а вот до конца не дослушал. Отсюда и такие радикальные методы при дележе прекрасной девушки между двумя влюбленными.
Эволюция зла
Диалоги в Jade Empire очень важны и продуманы. Их в игре настолько много, что порой кажется, будто читаешь какую-то интерактивную книгу. Что самое главное, разговоры удались разработчикам отлично и представляют собой не краткий обмен фраз при выдаче заданий – беседа может закончиться дракой или получением вами интересной информации, которая действительно имеет пользу в этом мире.
В зависимости от поведения главного героя будет изменяться и его мировоззрение. Здесь опять-таки стоит похвалить ребят из BioWare. Четкого деления на темную и светлую стороны нет. Есть путь «Открытой ладони» и «Сжатого кулака», и каждый определяется своей философией. Выбравших первую дорогу никто не заставляет становиться святыми, хотя какое-то подобие нимба у игрока появится, а приверженцам второй совсем не обязательно есть младенцев на завтрак.
Ролевая составляющая в сравнении с тем же KotOR капитально упрощена. Присутствуют только три основных показателя: здоровье, дух и ум. Дух отвечает за количество магической энергии «Чи», ум – за владение оружием и умение сосредотачиваться (читай – замедление времени, slo-mo), ну а о значении здоровья вы догадаетесь сами. Еще есть три побочных и сугубо «разговорных» шкалы: шарм, интуиция и запугивание. Основные характеристики прокачиваются при повышении уровня, с помощью найденных драгоценных камней и путем изучения новых боевых техник.
Рубить на части
И все-таки основа Jade Empire – увлекательные бои. Таковыми они получились только благодаря оригинальной, по крайней мере, для ролевой игры, боевой системе. Один и тот же игрок может сочетать множество стилей одновременно, а их в игре насчитывается аж пять видов: боевые, магические, оружейные, стили превращений и поддержки. Боевые представляют собой безоружное, но физическое воздействие на врагов, то есть. нечто вроде кунг-фу, магические – позволяют бросаться огненными шарами и ледяными глыбами, оружейные – предоставят возможность помахать колющими и режущими предметами. Также можно превращаться во всяческих животных, например, в жабу или лошадь. Наконец, стили поддержки помогут протагонисту на время вывести противника из строя, оглушив его либо вообще временно лишив ориентации в пространстве.
Управление, как и обещали разработчики, оказалось вполне сносным. Играть удобно как на клавиатуре, так и на джойстике. Основных кнопок, используемых в бою оказалось не так уж и много: две отвечают за удар, по одной – за блок и замедление времени. Несмотря на это, умело совмещая разные боевые стили, можно получать довольно зрелищные комбинации. Чтобы активизировать одну из них, нужно выбрать стиль поддержки и выполнить сильный удар, затем быстро выбрать один из боевых стилей и наблюдать за фонтанами крови. Еще нужно учитывать, что, например, против призраков меч бесполезен, а всякие колдуны невосприимчивы к магии.
Дождались
Вам могло показаться, что в игре совсем нет недостатков. Нет, это не так. Можно посетовать на графику, на недостаточно четкие текстуры и фоны, на бедные уровни – но все недостатки с лихвой компенсируются зрелищными спецэффектами. Главное же – то, что игра увлекает. Вряд ли в ближайшие годы появится еще один ролевой проект, столь удачно совмещающий в себе отличные диалоги и замечательную боевую часть, как это делает Jade Empire.
Автор: Morte & Shaman
|