Дождались. Наконец-то РС-версия Fifa выглядит не хуже консольной. Полумеры ЕА с графикой (начались в 2009-м) закончились, уступив место наиболее логичному решению. До спортивного подразделения Electronic Arts наконец-то дошло, что сделать банальный порт в разы выгодней, проще и дешевле, чем изгаляться над отдельной версией для персоналок. Рады мы, рады они.
Вообще же выход Fifa 11 на территории СНГ Electronic Arts отпраздновали с какой-то невиданной помпой. Если к русскоговорящим комментаторам все уже привыкли, то вот к официальным презентациям с выступлениями разработчиков – пока не очень. Плюс, на обложке русской версии красуется Сергей Семак, что вообще делает России чуть ли не честь. Пиар, куда без него.
Ну почти
Так вот все думали, пока не случился релиз. А он-то, подлец, доказал, что ЕА все хорошее, сразу и скопом не выдает. Да, наша компьютерная версия и вправду оказалась портом консольной, вот только не под номером 11, а 10.
Этого года итерация футбольного симулятора на консолях отличается от прошлогодней пускай и не кардинально, но прилично: «им» улучшили физику мяча, подлатали анимацию футболистов и их взаимодействие, смазали шестеренки искусственного интеллекта, чтобы он наконец-то таки перестал тупить в ответственные моменты, доработали поведение судей и самую малость подкрасили графику. Но на самом деле даже на это грех жаловаться. После того ужаса и страха, который нам скармливали последние лет пять, Fifa 11 выглядит даже лучше, чем Crysis.
Наши терзания стартовали в 2006-м, когда ЕА уничтожили все позитивные наработки Fifa 05, чуток улучшили графику и… благополучно проездили на этой картинке вплоть до 2009-го. За эти три года серия превратилась в жалкое подобие себя прежней, а благоразумные фанаты виртуального катающегося/летающего мячика валом понеслись в объятия Pro Evolution Soccer, который пускай и обзывал Chelsea гадким FC London, но обладал приличной картинкой и нормальной анимацией. Начинал обладать.
ЕА «осознали» в 2009-м, когда срочно решили улучшить графику, фактически снизойдя до перерисовки газона. Все остальное марафетили каким-то непонятным образом: вроде бы и углов меньше, и полигонов больше, да вот не красивей ни разу. Побаловавшись теми же щами в прошлом году, электроники сделали то, о чем мы сейчас говорим.
Смотреть на Fifa 11 чертовски приятно. Отлично выглядит все: газоны, мяч, фигурки футболистов, даже их лица в кои-то веки не вызывают недоуменное: «И это – Ибрагимович?!» (за редким исключением). Особенно сильно прогресс заметен в анимации. Отныне игроки натурально пихаются, хватают друг друга за ноги, руки и футболки, живописно валяться сбитые подкатом, будто снопы сена, и так же красноречиво бегают за судьей, доказывая свою правоту.
Однажды, при выполнении штрафного, меня особенно удивил вратарь. Пытаясь принять летящее под перекладину ядро, парень крайне естественно кинулся к центру ворот, в прыжке уцепился в мяч вытянутыми руками и в таком положении рухнул на землю. Затем поджал кругляшек под себя, будто тот пытался вырваться, разбежался и метнул мяч защитнику, махнув рукой вперед, будто бросая снаряд. Никого не напоминает?
Покатаем?
Удивляться можно начинать еще до матча, только запустив игру. После всех роликов и эмблем, игра покажет футбольное поле, вратаря и стоящего по центру Кака с мячом. «Как раз этот парень размещен на обложке международной версии игры, чего удивляться-то? Вот сейчас выскочит меню.» - подумает игрок и прогадает, ибо традиционный список так и не появится.
Дело в том, что картинка эта не то чтобы картинка, а вполне интерактивная виртуальная площадка, где подопечного футболиста можно погонять по полю и даже нанести пару ударов в створ ворот. Причем от третьего лица. Фактически, стандартную «Тренировку» заменили вот такой классной «прихожей». Когда футболист разгоняется, действие отчего-то напоминает Gears of War: крайне близко прикрепленная к телу камера, сглаженные бока изображения по сторонам и практически физическое ощущение скорости. Для полноты эффекта не хватает только бензопилы и шайки локустов. Но их успешно заменяют мяч и вратарь. В «прихожей» можно даже собрать всю команду и провести тренировочную игру перед углублением в Fifa 11. Плюс, это же положение камеры используется в режиме Be a Pro, так что наиграться можно вдоволь.
Обычные матчи тоже значительно изменились. Игроки ведут себя куда как естественней и свободней, что заметно не только в анимации. Они стали более резкими, стремительными и активными, чем были в предыдущих играх. На нападающего с мячом бросаются по два, а бывает и по три игрока, противники стали в разы продуманней перекрывать опасные зоны и смещаться. Изменились даже основы, которые многие называли чуть ли не отличительными чертами Fifa. Во-первых, мяч теперь не прилипает к ногам атакующего намертво, а наоборот – частенько вырывается и выскальзывает во время слишком быстрого бега. Пройти всю оборону в одиночку, что было несложно, при определенных навыках, в Fifa 10, здесь практически нереально.
К слову, ЕА еще и пошла навстречу новичкам и вставила в игру список сочетаний клавиш, дающих возможность делать прострел, ложный пас/удар и т.д. Раньше это чуть ли не в интернете искали. Советую ознакомиться, особенно если не всё знаете.
Исполнять выкрутасы удобней всего на геймпаде, чтобы там не говорили в ЕА Sports о «101%» поддержке клавиатуры. Точно задать траекторию полета мяча у вас выйдет только стиком, а доска с кнопками для этого не годится как таковая. Так что для Fifa 11 лучше обзавестись еще и этим, если хотите составить конкуренцию хоть кому-то (почему хоть кому-то поймете, когда сыграете пару раз) по сети.
Бракоделы
Но снова повторюсь – у ЕА так, чтобы вообще все отлично получилось, не бывает. Один ляпсус кочует из игры в игру, из года в год, из десятилетия в столетие.
Футболисты, управляемые компьютером, совершенно по-идиотски себя ведут, выходя один на один с вратарем. Когда вам уже кажется, что все, конец, проморгали вы дырку в обороне и супостат однозначно заложит мяч вон в тот уголок,… этот болван пиксельный отчего-то сбавляет скорость, неуверенно перебирает ножками, начинает выделывать ненужные финты, отпасовывать назад и чуть ли не убегать от мяча. Не то чтобы игроку это шло во вред, но получается адски нечестно и неприятно. Ситуация чуток улучшается на сложностях «Звезда футбола» и «Легенда», но не критично.
Хотя главное, что так и не удосужились поправить, это режим карьеры (Manager Mode). Номинально у него все в порядке: и турнирные таблицы на месте, и спонсора, и трансферы, да и команду любую дают. Как раз в последней вещи и заключается основная проблема. Начиная с 2006-го, в Fifa можно рулить любым клубом, даже будучи огуречно-зеленым новичком. Если же взять какой-то FC Paris под свое руководство, то заполучить в него, скажем, Лионеля Месси – пустячное дело.
В 2005-м было совсем наоборот. Там вы начинали свой путь наверх в какой-то сельской команде (названия все равно ничего не скажут), состав которой состоял из реднеков, а бюджет был худосочней оного Албании. И вот на этом посту вы проводили годы, медленно и уверенно вытаскивая клуб из клоаки хвоста чемпионата. Затем переходили в команду малость получше, через пару лет еще… Некоторые поклонники увлеклись настолько, что до сих пор играют в карьерный режим Fifa 05, проходя его раз эдак в сто пятидесятый. А Manager Mode Fifa 11 хочется забросить после 20-30 матчей, настолько все просто и монотонно. Доколе, ЕА?
***
Вообще же Fifa 11 – это намного больше «хорошо», чем «плохо». Конец-то концом РС-игроки получили достойный «не от Konami» футбольный симулятор, сумевший-таки выбраться из затяжного штопора. И пускай на консолях по-прежнему лучше – разрыв-то сокращается. Единственное, чего мне бы хотелось, - это старого, такого же глубокого и аддиктивного режима карьеры. Ведь не просто так некоторые люди до сих пор запускают Fifa 05?
P.S. После забитого мяча можно, кстати, управлять игроком, пока он радуется, носится по полю и наслаждается овациями публики. Мелочь, а круто ведь.
Автор: Александр Макарович
|