Давным-давно Doom
Джона Кармака твердо убедил меня в необходимости выклянчивания у родителей компьютера
«для учебы». И дело было не в роскошной бензопиле и невиданного ранее экшена
– Doom стал
первой игрой, увиденной мною не в плоской 2D, а в трехмерной перспективе. Тогда
от неожиданности у меня даже закружилась голова, настолько необычно было увидеть
знакомые пиксели в новой обстановке. Еще несколько месяцев после этого знаменательного
события я пытался представить, как бы смотрелись казавшиеся мне тогда скучными
игры на NES в 3D-измерении. Ответ пришел почти 20 лет спустя, когда двумерные
проекты стали элитарной классикой с выходом без преувеличения уникальной Fez.
Ирония судьбы
Все-таки забавные фортели выкидывает с нами жизнь. Еще каких-то 15-20 лет назад
многие из нас мечтали о компьютерах, чтобы наслаждаться последними достижениями
игровой индустрии, играя в консоли от безысходности. А сейчас все поменялось!
Эксклюзивно для PS3, только на Xbox 360 – эти заявления разработчиков ставят
обладателей PC-платформы в положение бедных родственников. Многое им достается
по остаточному принципу, когда эксклюзивные игры может быть портируют спустя
1-2 года.
Вот и в случае с Fez ПК-ценителям пиксель-арта и инди-идей
пришлось ждать целый год, с завистью читая обзоры и отзывы о Xbox-версии игры.
Вы не из таких? Тогда вам повезло значительно больше! В этом случае Fez удивит
вас гораздо сильнее, уж поверьте.
Моя любимая фигуры – квадрат, потому что куба не существует!
Хотя начинается все с претензией выехать на одном ретро-стиле. Родные платформы,
геометрически правильные облака, «пикающая» музыка – на фоне огромного количества
вышедших в последнее время ретро-игр Fez ни за что бы не смогла
привлечь к себе столько внимания, не будь у нее в рукаве туза. И он у нее есть,
да не один, а целая колода!
Скакать по двумерной деревеньке нам придется недолго. Уже минут через 10 с
Гомезом заговорит всемогущий золотой куб, но, не выдержав общения, расколется
на множество частей. Их-то вам и предстоит собирать во множестве мирах, простирающихся
гораздо дальше родной деревни прямоугольноголового человечка.
Гиперкуб
Скучно? Конечно, если бы этим дело и ограничилось. Но в подарок от гиперкуба
Гомез получает красную турецкую шапочку – феску. А вместе с ней и возможность
вертеть мир вокруг его оси, переходя из одного измерения в другое.
Получается, что перед нами вроде как и обычный двумерный платформер, ведь одновременно
действие происходит только в одной плоскости измерения. Но перейти в другую
проекцию трехмерного пространства очень легко – достаточно нажать на кнопку, повернув
мир, будто детский кубик. На практике такая механика позволяет обходить непреодолимые
в одной проекции преграды или существенно сокращать расстояния между двумя платформами.
Вы словно заглядываете за угол дома, чтобы обнаружить нужную вам входную дверь.
Игра дает насладиться красотой своего геймдизайна во всей красе, не отвлекая
внимание игрока на борьбу с противниками или перепрохождением уровня в случае
гибели персонажа. Она здесь сугубо условная – если вы ненароком не допрыгнули
до нужной платформы, то сразу же возродитесь с места своего прыжка.
Куб с двойным дном
Какое-то время кажется, что Fez пытается эксплуатировать одну-единственную
идею, чтобы персонализировать свой игровой процесс. Будь это так, то приключения
Гомеза начали надоедать зрителям уже через пару часов после начала повествования.
Вращение мира в разных проекциях быстро становится рутинной задачей, чтобы выяснить,
куда теперь надо прыгать или за каким углом скрывается очередная дверь.
Но геймплей использует переход от одной плоскости в другую только в качестве
единого стержня, нанизывая на него по ходу игры множество интересных и неожиданных
решений. Среди них – организация серии цепных взрывов в разных проекциях локации,
постепенно исчезающий ландшафт, прохождение уровня в темноте или взаимодействие
с различными движущимися элементами. Подробно рассказывать о каждом из геймплейных
ходов, значит существенно снизить удовольствие от знакомства с игрой впервые
(по этой же причине, не следившие за обзорами на Xbox 360 игроки получат больше
эмоций при знакомстве с Fez на ПК).
Куб в квадрате
Но куда больше неожиданностей подарит Fez тем игрокам, кто
решит не ограничиваться прохождением обязательной программы в виде сбора раскиданных
по миру обломков куба и ключей от разных дверей. Количество необязательных,
но глубоких и интересных квестов в игре просто зашкаливает! Тут вам и расшифровка
инопланетных посланий, и игрища с закодированными таблицами, и целый ворох простых
и сложных квестов, решить которые в полном объеме еще не удалось даже пользователям
Xbox 360 (а они играют в Fez уже год!).
При детальном исследовании мира игра перестает казаться оригинальным, но простеньким
платформером – проскакать ее в нескольких проекциях за несколько часов уже не
получится. Погружение в каждый пазл может занять до 10,15 и даже 20-ти часов
суммарного игрового времени! В награду вам откроется гораздо более глубокий
сюжет и история игрового мира, прикрывающаяся в основной обязательной компании
лишь общими фразами.
Впечатление от PC-версии портит… все правильно – кривоватый порт. Разработчики
не поленились внести корректировки в движок, отчего у вас есть все шансы внепланово
вылететь из игры в систему. А вот провести адаптацию головоломок им было лень.
По этой причине, проходить Fez лучше всего на геймпаде – один
из пазлов решается с использованием вибрации на контроллере.
Несколько граней одного куба
Для каждого из игроков знакомство с Fez окажется уникальным.
Любителям пиксель-арта оно подарит красивейшие зарисовки уникальных миров в
разных проекциях, ценители необычного геймплея будут в восторге от игровых квестов
и способов их решения, а искатели секретов и дополнительных заданий рискуют
провести в игре не одну неделю! Но для всех Fez
будет одинаково интересна, ибо каждая грань игры удалась разработчикам на славу.
Автор: Александр Соколов
|