Пересадить кактус в вечную мерзлоту – это, конечно, смело. Приживётся ли? Для отважного экспериментатора нет такой проблемы: его дело – бросаться очертя голову в дикие авантюры. Однако мы всё же зададим себе вопрос: есть ли шансы выдрать из JRPG саму её суть, саму механику и пересадить на чуждую гайдзинскую почву?
Решили рискнуть студии Spiders (полной выходцев из Kyiv’s Games – они в своё время сварганили Silverfall). Лучшие традиции «йабонейских» ролёвок плюс специфический климат классической западной школы. Жизнеспособный гибрид? Что, пациент скорее жив, чем мёртв.
Хорошо забытое старое
В странах победившего капитализма особую популярность завоевал толкиенизм. Основная масса игроделов не задумывается над вопросом выбора вселенной, а попросту калькирует Средиземье, добавляя свои элементы (которые зачастую ограничиваются бронелифчиками и всеобщей вульгарностью). Но и здесь Kyiv’s Games поступили оригинально: они отвергли лёгкий путь творческого заимствования и обратились к истокам, откуда черпал сам Джон Рональд Роуэл, то есть из европейской мифологии, из старинных и забытых сказок. Так, в Faery: Legends of Avalon на главных ролях феи.
Те самые, классические феи миниатюрного размера, спящие в бутонах и одетые в платья из лепестков. Впрочем, сильный феиный пол может именоваться эльфами (в зале звучат брань и улюлюканье). Но эти джентльмены так же похожи на средиземных «витязей с проклятьем на челе», как Доминик Стросс-Кан похож на насильника и ловеласа.
Впрочем, не феями едиными. Мелкокалиберные барышни и их самцы с обязательными крылышками соседствуют с троллями (зрители беснуются), гоблинами (кричит раздавленная трибуной кошка) и даже гномами (вопль «Верните мне деньги!» и звук выстрела из танкового орудия). «Кто все эти люди?» - да все они только де-юре именуются вышеупомянутыми названиями. Гоблины Авалона – симпатичные коротышки с мышиными глазами, тролли – калчеры с неправильными прикусом (тем не менее, один из них будет союзником протагониста), гномы без бород (завыла сирена воздушной тревоги)… вы встретите целый табун разномастного зверья, разумного и безграмотного, которым даже имя подобрать не удастся.
Белая стрекоза
А вот сценаристы явно понабрались всего «хорошего» у азиатских коллег. Давным-давно люди мирно сосуществовали с волшебными тварями. Но потом «отпочковались» - надоело им, похоже, такое соседство. В конце концов, чудо-страна Авалон начала потихоньку угасать: как, впрочем, и мир людей. Разумеется, все обитатели независимо от расовой и религиозной принадлежности по уши в делах, и спасать миры отправляется, так сказать, «спящий агент». Король Оберон выводит из стазиса то ли фею, то ли эльфа (это уж выбираем мы), по-отечески наставляет штатного Избранного и посылает куда надо.
Стоит отметить ещё одно свойство, более принятое в Западном полушарии: персонаж создаётся и настраивается игроком; у него нет предыстории и характера кроме тех, которых создаём/додумываем мы. Многие задания имеют несколько решений – преимущественно архетипные «добрые/злые». По ходу дела творимые героем бесчинства и подвиги отразятся на его внешнем виде. По похожему принципу делится поведение в разговорах – от гадкого грубияна до скромной монашки. Тому способствует диалоговое кольцо, столь облюбованное седовласыми мастерами BioWare.
Сонного спасителя сказочного царства ждёт несколько отдельных миров (ограниченных по сути парой локаций), каждый из которых уникален. Вот где разгулялась фантазия украинско-фрацузской сборной! Сначала исцеление древа Иггдрасиль, прямиком из скандинавской мифологии; потом – «Летучий Голландец», чью команду поразила странная чума; восточный город на спине жука-скарабея… экскурсия предстоит отменная.
Занимательная вивисекция
Только скучная. В лучших традициях тех же самых японцев, биться предстоит на каждом шагу – ладно хоть не в одиночку, а с летучим отрядом (буквально – персонажи порхают круче Карлсона), собранным по всему Авалону. Собственно, уровни замечательны ещё и тем, что позволяют изучить себя не только вдоль и поперёк, но и по оси зенит-надир, что заметно увеличивает притягательность окружения.
Каждый из спасаемых миров населён не только малочисленными неигровыми персонажами (и у каждого язык как помело – при полном отсутствии озвучки это не ахти какое удовольствие). Они кишат враждебными чудищами, которых хлебом не корми, дай честному люду жизнь испохабить. Раз за разом мордобития делаются всё менее интересными и всё более предсказуемыми; отчасти это скрашивается разнообразием врагов, союзников и навыков. Драки («в лучших традициях», да-да) ведутся по благородным правилам пошагового боя: оппоненты по очереди набрасываются со своим веским «фе» на облюбованную цель и возвращаются в строй. И так до победного.
Развитие персонажа хоть и вполне традиционно (до чего противное слово, как приклеится!), зато оформлено со вкусом. Каждое умение или навык представлены частью тела крошечного протагониста: крылышки, усики (пошлые реплики из зала пресечены ударами ботинка по трибуне), татуировки и прочие каблучки-макияж. Каждая такая загогулина наряду с эстетической ценностью непременно несёт практическую. Помимо этого есть привычные глазу доспехи/ботинки с не менее привычными повышениями характеристик. С повышением уровня мы вообще не притрагиваемся к этим самым характеристикам, а косвенно влияем на них через модификацию частей тела.
***
Так или иначе, сражения в Faery слишком скучны, порой затянуты и однообразны, что мгновенно снижает ценность самой игры. Даже самый интересный мир – а «фейский» мир весьма и весьма интересен – не спасёт от провала, если не получаешь удовольствия от процесса. Немногие пройдут эту до конца, и судить их мы не имеем права.
Автор: Евгений Баранов
|