Когда-то компания id Software была даже не столпом - гигантским колоссом, возвышающимся над всей остальной индустрией. Commander Keen, Wolfenstein, HeXen, Doom, Quake – с начала девяностых и до двухтысячных они как на конвейере штамповали хит за хитом, хит за хитом, за десять лет сделав для нас с вами столько, сколько мало какой другой студии под силу. Но часы тикали, отсчитывая минуты, часы, дни, и второе десятилетие жизни Техасской студии прошло как-то блекло и спорно, под конец показав всему миру, что ноги у этого колосса на самом деле-то глиняные.
Отчетливее всего это стало заметно в юбилейном для компании 2011 году, с выходом Rage. Шутер от отцов жанра, действие которого происходит в постапокалиптическом мире, да ещё и сделанный на новом движке id Tech 5 – у этой игры были все шансы стать убер-хитом, взорвать чарты продаж и показать всему зазнавшемуся молодняку, кто на самом деле в индустрии Большой Папочка... Но обернулось всё пшиком: до крайностей спорные отзывы, недоумение игроков и Кармак в своем неизменном свитере, делающий вид, что всё так и должно быть. После фактического провала Rage пошли слухи о заморозке Doom 4. Однако, великодушный издатель все же решил дать шанс игре, предварительно прощупав почву выпуском HD-ремейка первых трех частей серии.
И всё бы хорошо, но и здесь они умудрились сесть в лужу.
Doom and gloom
Даже в 2004 году Doom 3 выглядела довольно неоднозначно. Отличная по тем временем графика таила в себе ужасно смоделированных персонажей, страдающих острым недостатком полигонов на квадратный сантиметр тела. Шутерная и хоррорная механики на удивление тяжело уживались вместе, откуда странная даже тогда невозможность пользоваться фонариком и оружием одновременно. А сюжет подавался как в ушедших в небытие девяностых – через бесчисленные записки, сообщения, PDA. Кроме того, на уровнях было частенько темнее, чем в известном всем месте, что тоже создавало определенные трудности для игрока (особой малочисленной касте хардкорщиков, впрочем, это было только в радость).
Но в отрыве от этих придирок, Doom 3 даже могла приносить определенное удовольствие. Марсианские приключения пусть и не были слишком страшными (отдельных излишне впечатлительных личностей в расчет мы не берем), но увлекали, стрелять было даже приятней чем в ином сегодняшнем ААА-проекте (здесь id остались верны себе), да и сюжет, пусть отвратительно поданный, сам по себе оказывался довольно любопытным. О последнем, к сожалению, можно было догадаться лишь путем долгих сборов записок, в которых его глубина и раскрывалась. Но по понятным причинам делали это далеко не все.
От заявленного HD-ремейка кто-то ждал многого, кто-то не ждал ничего. Первые хотели исправленного освещения, подтянутой графики, исправлений глупых геймдизайнерских ошибок и хоть чего-то нового. Вторых гораздо больше и жить на этом свете им проще.
The Shores Of Hell?
Визуальные отличия ремейка от оригинала заметны буквально с первых секунд запуска. Удивительное для фаната лого Bethesda, ставший приятнее логотип id Software, меню выбора первой/третьей/второй части. Запускаем третью часть – и тут заметные изменения! Модельки ощутимо округлились (несмотря на это они всё ещё сверкают углами, но все же), текстурки стали четче, хоть и не все и ненамного, а в окружающем мире стало в разы светлее. Да, игра безусловно выглядит симпатично, придраться трудно. Но проблемы у Doom 3 BFG Edition совершенно другого характера.
Главная её проблема в том, что это ровным счетом та же самая игра, что и восемь лет назад. Механизмы, с горем пополам работавшие тогда, сегодня своей кондовостью (не в лучшем смысле этого слова) лишь выбивают из игрока истеричный плач и скрежет зубовный. Ужасно построенные уровни при отсутствии нормальной навигации заставляют чувствовать себе законченным ослом, то и дело не понимающим куда нужно идти, слепо блуждающим по одинаковым коридорам в поисках нужной двери. Монстры, выходящие из некогда темных углов, даже не путаются пугать, а с обреченным видом бросаются грудью на амбразуру, отдавая жизнь по воле скрипта. Кстати, в игре теперь можно прикручивать фонарик к оружию. Жуткие крики на тему «они убили Doom 3!» прилагаются.
Вот только радости особой нет. Да и что скажешь, если даже хэдлайнер переиздания – отдельная мини-кампания The Lost Mission, состоящая аж из восьми абсолютно новых уровней, ни капли не вдохновляет на какие-то подвиги и свершения. Полупустые локации, будто бы в последний момент вынутые из дальней корзины с вырезанным контентом, абсолютно нулевая сюжетная нагрузка и Скука, вечным незримым спутником ухмыляющаяся в спину... Фанаты, конечно, с большой вероятностью положительно оценят этот довесок, ведь далеко не всю атмосферу разработчики сгубили своими благими начинаниями. Но вот нужно ли оно кому-то кроме заядлых поклонников серии – большой вопрос.
Если быть до конца честными, то для игроков, с серей Doom не знакомых (а таких сегодня очень много, поверьте), обновленный Doom 3, выглядящий довольно прилично даже по стандартам сегодняшнего дня, - самый лучший шанс ознакомиться с культовым в определенных кругах шутером. Да и первые две части, идущие в нагрузку и при этом запускающиеся безо всяких эмуляторов, совместимостей, плясок с бубном вокруг компьютера и прочей ерунды, тоже вещь довольно ценная и интересная.
***
Критиковать Doom 3 BFG Edition можно очень долго. Можно вспомнить, что оригинальный Doom 3 с несколькими пользовательскими модами выглядел в разы красивее, а стоил дешевле (что все равно не оправдывало нервов, потраченных на их установку). Можно покрывать непечатными выражениями издателя, зарабатывающего деньги на чувствах поклонников... Можно, но всё это будет бесполезной тратой времени и слов. Doom 3 BFG Edition – издание для фанатов и сочувствующих, желающих приобщиться к серии, но не находящих для этого достойного повода. Повод – вот он, появился. Нам же с вами, как людям не принадлежащим к двум вышеназванным категориям, этой плодотворной осенью есть чем заняться и кроме откровенно слабых переизданий различного старья.
Автор: Василий Карпушев
|