Если верить слухам, что словно мерзкие рыжие тараканы неостановимо расползаются по Земле, жанр квестов и адвенчур, за компанию с PC-геймингом, вот уже лет эдак пять умирает, ну или как минимум бьется в агонии, оставляя этот бренный мир. Но если игры на персональных компьютерах оправдываются статистикой продаж, местами превышающей консольную, то бедным квестам и отбрехаться то от нападок почти нечем. Практически все согласны, что их золотая эра осталась в девяностых-двухтысячных, прихватив с собою и именитых разработчиков, год за годом толкавших жанр вперед.
К вящей радости всех фанатов, поспорить с этим утверждением может немецкая студия Daedalic Entertainment – апологеты классических адвенчур, прекрасные визионеры и во всех смыслах отличные люди, подарившие нам несколько если не шедевральных, то очень крепких игр. Да-да, безбашенная Эдна и Харви: Взрыв мозга, как и философская The Whispered World, - их рук дело. Последнее же творение немцев – юмористический квест Deponia, вдохновленный произведениями Тэрри Пратчетта и Мэтта Грэйнинга, нам сейчас и предстоит рассмотреть.
Весь мир – большая свалка
Довольно странно видеть в списке вдохновителей Deponia одновременно Тэрри Пратчетта, известного своим тонким, умным юмором, Грэйнинга, создавшего довольно прямолинейных Симпсонов и Футураму, и Дугласа Адамса – автора всемирно известной Автостопом по галактике. Как, неужели можно вдохновляясь творчеством столь разных людей создать что-то, что не будет расползаться на куски под грузом отсылок и заимствований? Сценаристы Депонии уверенно отвечают – конечно же да.
Deponia – комедия положений. Острая, но пытающаяся по возможности скрывать свой высокий посыл. Авторы показывают нам гигантскую планету Депонию, что когда-то давным-давно была похожа на Землю. Поверхность её завалена самым разнообразным мусором – использованными приборами, металлоломом, ненужными вещами… список можно продолжать бесконечно. Тем удивительнее, что на планете до сих пор есть люди – они умудрились построить города из мусора, наладить систему управления и жить. Жить по-своему любя весь окружающий хлам.
Только вот главный герой так не может. Он, сын бывшего мэра маленького поселения, как и отец, хочет найти дорогу в «высший свет» - к летающему городу, то и дело появляющемуся в небе и сбрасывающему вниз отходы жизнедеятельности. Ведь там – мечтает главный герой – все по другому, люди добрее и красивее, а жизнь чище и легче. Тем более перед глазами стоит живой пример нашедшего путь родителя.
Впрочем, Руфуса - познакомьтесь, кстати, это наше альтер-эго – никто не воспринимает всерьез, даже лучший друг и «бывшая». Его бредовые планы до сих пор ни разу не сбывались, а только смешили окружающих и приносили разрушения. Но парень не знает уныния, ведь его новая идея – улететь в верхний город на ракете – буквально обречена на успех. Однако, как это всегда и бывает, маленькая оплошность приводит к большой цепи невероятных событий. Сначала проваливается план по «спасению», потом с неба падает невероятно красивая девушка, а затем и вовсе начинается какой-то театр абсурда с погонями, обмороками и порою до колик смешными диалогами.
Комбинируй это
Хороший сценарий – лишь часть обязательных составляющих отличной адвенчуры и в Daedalic Entertainment это знают лучше многих. Только вот меняться в угоду времени, упрощая игровой процесс согласно последним веяниям моды, они ни хотят. Больше того, немцы раз за разом, совершенно осознанно строят игры на кондовой механике point and click, что родом из девяностых. Не сказать, конечно, что это плохо, но свои недостатки такой подход тоже имеет.
Deponia – странный и немного сумасшедший мир, населенный зачастую крайне ненормальными персонажами. Тем ироничнее, что главный герой, которого считают парнишкой «не в себе», остается самым адекватным персонажем этой игры. К чему был этот пассаж про странности, спросите вы? Дело в том, что для комфортной игры здесь нужно и самому стать на время малость сумасшедшим, проникнуться своеобразной логикой этой планеты. Ведь здесь, как и во многих квестах, включая классическую серию Monkey Island, задачки весьма нетривиальны (да и герой харизматичен не меньше Гайбраша).
И вроде бы все хорошо - ищем предметы, пользуемся подсветкой активных точек (эх, жаль, что это единственные здешние помощники), комбинируем вещи в бездонном инвентаре героя, только вот логика-то! Логика порою просто встает и уходит, видя творящееся на экране. Даже первое задание в игре – сбор чемодана в дорогу – далеко не настолько простое, каким могло показаться вначале: зубная щетка убегает от грязных рук хозяина, прячется в темном углу и вылезает лишь купившись на бобы в мышеловке, а носки оказываются в самых неожиданных местах, включая карманы старого плаща. А как вам, к примеру, мысль, что «спящую красавицу» нужно будить смесью из кислоты, шнапса и крови?
Местами такая верность традициям давно минувших дней играет злую шутку с Deponia – она, ничуть не стесняясь, может выкинуть героя на гигантскую локацию без малейшего руководства к действию, засыпать горой предметов и сказать: «Ну, это, ты тут вертись как-нибудь сам». Ступор, растерянность, раздражение. Хорошо, что такие ситуации встречаются не часто, а веселые монологи и диалоги Руфуса не дают заскучать.
Диво дивное
В Daedalic Entertainment работают потрясающие художники. Это было понятно чуть ли не с первого их проекта, и Deponia не стала исключением. Каждая локация здесь, заботливо, вручную прорисованная, буквально просится сначала на скриншот, а затем и на рабочий стол или в папочку с картинками. Нет, мы не преувеличиваем, уровни здесь настолько детализированные и живые, что за ними просто хочется наблюдать не отрываясь. Интересно, что в плане внешнего вида игра больше всего напоминает HD переиздания первых двух частей The Secrets of Monkey Island – такие же сочные цвета, яркие уровни и безупречная рисовка.
Стоит сказать пару слов и о локализации, что выполнена практически идеально. Надписи сидят как влитые, субтитры могут похвастаться отличным переводом с совершенно некритичным количеством неточностей. Кроме того, осенью, патчем будет добавлена и русская озвучка, а пока что можно играть и с персонажами говорящими по-английски (совершенно шикарно, между прочим).
Если быть до конца честным и откровенным, то нельзя не признать всю замечательность этой игры. Она лучится волшебной атмосферой легкости, веселья и счастья, но при этом заставляет работать мозгами, решая логические загадки и осмысливая всю глубокую философскую подоплеку, заложенную в сценарий. Именно за это любили и любят вечные хиты Lucas Arts и ранние работы Тима Шейфера. Именно за это полюбят Deponia не только фанаты старых адвенчур, но и новички, доселе не знакомые с жанром.
***
Красивая, умная, смешная, не скатывающаяся в излишнюю пошлость - как часто сегодня можно встретить подобные характеристики? Ой, как не часто. Deponia - путешествие в необычайно красивый мир и возможность поучаствовать в веселой романтической истории с открытым финалом. А заодно и одна из лучших адвенчур последних лет, которую ну никак нельзя упускать.
Our special thanks to Sergei Klimov, Sandra Friedrichs and Daedalic Entertainment for providing review-codes of Deponia.
Автор: Василий Карпушев
|