«Дорогая Эстер»… Такими незамысловатыми строчками из личного письма открыто и очень сердечно начинается самое потрясающее путешествие за последние годы существования игровой индустрии. Выросшее, кстати из модификации на движке Source и, к счастью, обретшее совсем недавно статус полноценного коммерческого проекта.
Где-то на Гебридских островах
Dear Esther интригует и настраивает на нужный лад с первой же минуты. Приятный мужской голос, с головой выдающий в рассказчике исконного жителя Туманного Альбиона, зачитывает отрывок из письма некой Эстер, а в это же время взору открывается панорама сурового и безжизненного необитаемого острова. Стоит сделать десяток шагов по этой пустынной и практически мёртвой земле, как рассказ ненадолго продолжается, после чего вновь оставляет игрока в полном одиночестве и уединении.
Все шаблоны рвутся, а маски срываются, когда обнаруживается, что в Dear Esther нет практически ничего, что присуще игре как таковой. Здесь нет ни параметров здоровья или выносливости, нет врагов, нет инвентаря, карты, оружия, возможности взаимодействия с предметами… вообще ничего! Даже прыгать и бежать главный герой не в состоянии. Dear Esther с трудом можно назвать игрой – скорее это интерактивный фильм.
Портисхэд
Dear Esther не считая нескольких тупиков, созданных дизайнерами нарочно, абсолютно линеен. Пока вы бредёте, утопив клавишу W и смотрите по сторонам, всё тот же голос рассказывает неизменно трагическую историю, в которой гораздо больше вопросов, чем ответов. Генерируемый частично случайным образом сценарий каждый раз заставляет играющего задуматься – кто же главный герой, что привело его на этот остров, причём здесь автострада, антенна, почему персонаж постоянно говорит от Святом Павле на дороге в Дамаск и так далее. Как хорошая книга, Dear Esther оставляет широкий простор для интерпретации, не вставляя готовые шаблоны игроку в голову. Стоило бы привести для сравнения пример другой очень нарративной игры, Amnesia: The Dark Descent, но проект шведов по своей эмоциональной и психологической глубине пасует перед творением ребят из университета Портсмута.
Пока одна часть разума занята построением догадок из коротеньких посланий рассказчика, другая без устали впитывает в себя окружающие пейзажи. От небольших заливов с каменным извилистым берегом до покрытых редкой пожухлой травой тропинок между каменистых холмов, от глубоких, светящихся таинственным голубоватым светом пещер с журчащими подземными ручьями до залитых холодным светом луны бухт – Dear Esther выглядит как живая поэзия, как находящееся в постоянном движение полотно какого-нибудь французского импрессиониста конца позапрошлого века. Стареющий движок Source благодаря стараниям разработчиков выглядит настолько потрясающе, что простое любование депрессивной, меланхоличной, но очень живой природой может как один час (в среднем именно столько занимает спонтанное прохождение Dear Esther), так и все три.
Звуки музыки
Завершает целостный облик Dear Esther очень верно подобранный звуковой ряд. Завывания ветра, плеск прибрежных волн, журчание ручьёв, шелест травы и прочие природные шумы гармонично дополняет саундтрек за авторством Джессики Карри. Ненавязчивый женский вокал, протяжные скрипки и спокойные фортепианные пассажи как нельзя лучше подходят Dear Esther.
***
Dear Esther – это потрясающее по глубине эмоциональное переживание, удивительное приключение и концентрированная молчаливая красота. Пусть вас не смущает отсутствие геймплея как такового – у Dear Esther достаточно выразительных средств, чтобы отработать каждую копеечку из своей цены в 249 рублей.
Автор: Данил Ряснянский
|