Качественные хорроры в последнее время все реже выходят на ПК. И виноваты в этом вовсе не консоли, как можно подумать, а сами разработчики. Сериал Resident Evil к пятой части превратился в пострелушку с афроамериканцами-зомби, Silent Hill: Homecoming, хоть и стал удачной реанимацией серии, но не обладал глубоким сюжетом предыдущих частей. Были надежды на SAW: The Videogame, но пугающего там было мало.
Проклятый путь
Чего никто совсем не ждал - так это портирования с Nintendo Wii хоррора Cursed Mountain. О нем мало кто слышал, и первая реакция у многих игроков: "Wii? Значит убогая графика." Но, во-первых, не графикой единой, а во-вторых, для такой маломощной приставки все выполнено на хорошем, даже отличном уровне. А потому и на экране монитора ПК-версия Cursed Mountain смотрится очень даже неплохо.
По духу игра ближе всего к Silent Hill - пугают здесь не спрыгивающими с потолка монстрами (см. Dead Space), а атмосферой. Действие Cursed Mountain происходит на Тибете, а главным героем выступает простой альпинист Эрик Симмонс. Напару с братом он пытался взобраться на вершину Чомо Лонзо, но что-то пошло не так, брат таинственным образом исчез, и поиски родственника станут главной целью до финальных титров.
А Тибетские горы очень неприветливые. Повсюду снуют призраки погибших альпинистов, протяжно воет буран... Попавшийся на глаза Эрику буддист объясняет ему вкратце, как этих призраков победить и как вообще выжить в таких условиях. Дальнейшие поиски брата приводят альпиниста к заброшенным поселениям, нескончаемым статуэткам Будды и даже бабушке-шаманке. Наверняка тем, кто особенно увлекается буддизмом, наизусть знает все Четыре Благородные Истины, а также разбирается в десятках различных течений этой религии, будет вдвойне интересно познавать неизведанное.
В общем, атмосфера здесь просто отличная. Основной упор делается не на страх, а на напряжение. Первые минут двадцать нападать никто не будет, наоборот, на хоррор игра походит меньше всего. Но потом, когда в тумане станут еле заметны чьи-то силуэты, а открытие какой-нибудь двери будет сопровождаться жутким роликом, станет немного не по себе. Вскоре на пути встретятся бабка-шаманка, произносящая непонятные фразы и заклинания вроде "Ом мани падме хум", боссы, которых убить гораздо сложнее, чем обычных привидений, и многое-многое другое. Так что история, рассказанная в Cursed Mountain, довольно интересная, запутанная, и чем дальше, тем четче становится картина происходящего в горах.
Игра ни в коем случае не претендует на философичность, но волей-неволей затрагивает некоторые важные аспекты жизни. К примеру одиночество: поднимаясь к вершине горы, мы встретим на своем пути немало поселений, небольших домиков, однако в них никто не живет, двери закрыты, окна заколочены, а те, кого мы все же увидим - либо выжившие из ума шаманы, либо тибетские монахи, которые обмолвятся парой слов и пойдут дальше своей дорогой. Удачно переданы ощущения человека, впервые встретившегося с призраками: Эрик удивленно вопрошает "Что это было?", а потом радостно выдыхает после первой удачной потасовки с духом умершего альпиниста. С погружением в атмосферу Тибета в игре все в порядке, но, к сожалению, ненадолго. Однако об этом позже.
Охотник за привидениями
Так называемый "третий глаз" Эрика позволяет ему не только выслеживать и убивать призраков, но и находить на стенах непонятные знаки. В большинстве случаев именно они являются ключами к запечатанным дверям. Чтобы из "взломать", игроку предлагают мини-игру, напоминающую уроки заклинаний в Harry Potter and the Sorcerer Stone: целью является рисование мышью кривых линий от одной точки к другой. Несомненно, на Wii делать это было в разы интереснее, но и здесь первые пару часов получаешь удовольствие. А вот потом все кардинально меняется.
Очень жаль, что авторы не смогли предложить разнообразные загадки - неплохой и увлекательный сюжет не удалось дополнить интересным геймплеем. Большую часть времени придется играть по одной и той же схеме: прошел-мини-игру, открыл дверь, увидел страшный ролик, убил пару-тройку призраков. Потом опять прошел мини-игру, открыл дверь... Иногда, однако, Эрик попадает в ситуации, когда он находится на грани жизни и смерти: за вами гонятся три призрака, в радиусе ста метров раскиданы знаки, а лайфбар альпиниста уменьшается с каждой секундой. Но подобных эпизодов не так много, да и с каждым разом они становятся все легче.
Из оружия в арсенале Эрика только кирка, стреляющая огоньками, противники почти не меняются, и каждое их появление сопровождается одной и той же анимацией - казалось бы, подобные характеристики никак не соотносятся с хорошей игрой. Но не все так просто, ведь оценивать игру строго - не совсем верно.
Сделать скидку Cursed Mountain можно по двум причинам. Во-первых, игра - порт с Nintendo Wii, для которой даже подобная графика уже является невообразимо красивой. Но даже если не обращать внимания на приставочное прошлое игры, многие моменты настолько здорово сделаны, что так и просятся на рабочий стол: здесь есть отличные панорамные виды, неплохие ролики, выполненные в довольно оригинальном стиле. Впечатляет еще и то, что пройденные вами участки пути не исчезают бесследно: наклонившись перед обрывом, можно увидеть места, где вы недавно были. А наверху - где вскоре окажетесь. Да, здесь напрочь отсутствует физика, главный герой ходит и бегает очень медленно, ничего, кроме глиняных ваз, разрушить нельзя - но в какой-то момент понимаешь, что так и должно быть, все эти современные технологии только испортили бы игру. А то, что мы видим сейчас, пусть и выглядит старомодно, зато запомнится надолго, в отличие от "навороченных" шутеров.
Ну а во-вторых, хоррор получился что надо. Пугающий вой, женские крики за заколоченными дверьми, а как удачно получились моменты перехода Эрика в мир духов! Все вокруг становится серым, альпинист тяжело дышит, а в ушах звучит лишь неприятный свист.
Одна проблема: играть очень быстро надоедает. Вроде бы и хочется узнать, что там будет дальше, куда подевался брат, и что еще учудит бабка-колдунья. Но убивать одних и тех же привидений, рисовать мышью одни и те же фигуры, да и вообще выполнять одни и те же действия не хочется уже через два-три часа. Но, в любом случае, можно сделать передышку на пару дней и продолжить поиски родственника. Потому что подобные игры на ПК появляются очень и очень редко.
***
Неожиданный порт малоизвестной игры оказался тем, чего нам, ПК-игрокам, так долго не хватало. Это самый настоящий хоррор, появившийся на свет именно тогда, когда это было необходимо. Пугающий, интригующий, захватывающий в начале, но однообразный и немного надоедающий к финалу. Да нам, в принципе, и этого достаточно.
Автор: Алексей Лихачев
|