Небоскрёбы, небоскрёбы…
В последние годы все попытки предпринять покорение градостроительного жанра заканчивались весьма необычно, пусть и без громких провалов. Сапоги без сапожника, SimCity: Societies оказался чудаком с маскарада, которому все облики к лицу – и идиллический провинциальный городок, и индустриальный кошмар с тоталитарным строем, и уносящийся ввысь мегаполис, сверкающий надраенными небоскрёбами, и многое другое. Tropico 3 и недавняя Tropico 4 отличаются от замшелого первоисточника в основном графикой и удобным интерфейсом. Симуляторы мэра греко-римского образца не подают признаков жизни со времени выхода Imperium Romanum. Серия Anno вообще собирается переезжать из уютных и привычных декораций эпохи Ренессанса в подтопленное будущее, где мир нужно колонизировать заново.
Местный же новичок, «сын полка», Cities XL, вообще дебютировал в 2009 году как первый онлайновый градострой. Любопытная идейка потонула в море ненависти игроков, которых заставляли оформлять подписку… и сетевой режим был ликвидирован как нежелательный элемент. Cities XL 2011 просто честно отрабатывал вложенные финансы, будучи непримечателен практически ничем. Его преемник, Cities XL 2012, обнаруживает подозрительное сходство с предшественником.
Большие города, маленькая страна
Основа и суть игры осталась нетронутой (и было бы весьма нелогично изменять такой непоколебимый фундамент). Мы садимся в мэрское кресло и с нуля создаём населённый пункт, который переживёт все кризисы, дефолты и прочие превратности судьбы (жаль нет стихийных бедствий; «Что это за наука, когда нет риска для жизни?»). В наследство от усопшей онлайновой системы игре достался глобус с неизвестными науке континентами, утыканный точечками, могущими стать городами. Многое зависит от рельефа выбранной территории: в пустыне найдётся немало нефти (демократические ракеты уже летят по вашу душу!), однако водой придётся затариваться у Omnicorp (местный монополист, торгующий всеми видами ресурсов по ужасно невыгодной цене); на побережье выйдет чудесный курорт, если вы уместитесь на скудном клочке суши.
Выбор сделан, Рубикон перейдён, нелепое название для будущего поселения готово. Дальнейший процесс местами будет настойчиво напоминать о былых деньках SimCity 4 (в чём нет ничего зазорного), но не преминет порадовать сюрпризами. По-прежнему в Cities XL исключительный по своим возможностям редактор бетонных джунглей: вы сможете сделать невменяемые хитросплетения дорог и бульваров и кварталы совершенно любой формы – правда, с первого раза управление всеми богатствами редактора даст прикурить игроку, привыкшему к кубизму градостроительных симуляторов. Отдельный привет пчеловоду в кепке (другому пчеловоду, не из Британии, хотя и его тоже занесло на туманный Альбион): станьте властелином транспортных колец, кои создаются в два счёта, поставьте грузоперевозки на колени и задушите их пробками!
Однако грузоперевозки будут доступны для удушения лишь при развитой промышленности… как и в творениях Уилла Райта, назначать стройплощадки для каждого здания не дают, и не надо. Не к лицу мэру мыслить так мелко: он должен мыслить масштабно! Поэтому игроку лишь надлежит отметить зоны для жилых строений, для индустрии и офисов; подрядчики сами разберутся, что и где нужно возводить. Среди типов зон единства нет: жилые подразделяются на кварталы пролетариев, специалистов, администраторов и элиты, их зоны в свою очередь различаются плотностью застройки. Тяжёлая, лёгкая промышленность, фабричное производство, высокие технологии, сельское хозяйство, офисы, супермаркеты – всюду море разновидностей на любой случай.
Классовая борьба
Cities XL 2012 настаивает на поэтапном прохождении. Для этого даже предусмотрена защита «от дурака» - не достигнув численности населения, скажем, в 50 тысяч жителей, общественный транспорт вы завести не сможете. Развитие идёт неспешно: парочка улиц близ ратуши, бакалейная лавка, ферма-другая, свечной заводик. Как только положение дел устаканится (то бишь не будет ни безработицы, ни свободных вакансий на предприятиях), можно расширяться. Ура, праздник – 5 тысяч горожан! Теперь эти кровопийцы (пока все как один - рабочие и крестьяне) желают заиметь медпункт. Однако развитие должно быть не только экстенсивным, но и интенсивным: в городе открываются первые торговые кампании и их товарищи во бизнесе. Простых трудяг им недостаточно, а вот образованных трудяг вынь да положь. Закладываем кварталы будущих менеджеров/инженеров…
Как и прежде, главное – не перегнуть палку. Каждый шаг должен быть взвешенным: понемногу того, понемногу сего. Особенно трепетно нужно относиться к дорожной сети – пара неверных решений приведут к транспортному коллапсу. В набирающем силу мегаполисе однажды встанет проблема загрязнения, топлива, электрификации – с каждой минутой приходится следить за всё большим количеством факторов, целью которых было и будет ваше фиаско. Им в помощь Focus Home Interactive отправили свирепые тормоза, возникающие при населении от 100 тысяч и более. Хотите построить миллионник? Подготовьте морально вашу видеокарту; под гнетом приличной в общем-то графики и бездны деталей её придётся туго.
И всё было бы замечательно, если бы не одно «но»… за поиск отличий от упомянутой Cities XL 2011 впору выдавать орден. С первого взгляда ни мэр со стажем, ни родная мать их не различит. А разница в цене – 150 рублей (согласно прайс-листу Steam). Весьма странный шаг, учитывая высокую инертность среднестатистического игрока в градостроительные симуляторы.
***
Может, Cities XL 2012 и не так уникальна и неповторима, как ставшая легендарной SimCity, но градостроительные будни в ней не менее занятны. Для тех, кто новичок в жанре, градация внутриигровых трудностей будет лишь в радость. Старички же явно будут не в восторге от "удивительного" сходства с предыдущей игрой серии.
Автор: Евгений Баранов
|