Если бы у меня был ребенок лет так 9-10, я бы ему купил Beyond Good & Evil. Не какие-то там «Приключения Кузи» или, чего доброго, Cars 2: The Videogame, а вот эту, порядком уже поседевшую, игру.
Детишкам в радость
Как известно, первейшим требованием для детской игры является то, что она должна быть красочной, яркой и красивой. Этому критерию наш сегодняшний пациент отвечает на всю сотню. Переиздание в HD, которое вышло на консолях в этом году, ни разу не добавило Beyond Good & Evil красоты, уж поверьте. Даже спустя семь лет после релиза она выглядит как конфетка.
Ну то есть как конфетка: видно, что полигонов в моделях мало, да и разных бамп-мэппингов не завозили, но фишка тут в другом. Сейчас прозвучит заезженное слово, очень банальное и ставшее малость попсовым. Вот оно – стиль. У BG&E он есть. «За гранью добра и зла» выглядит как добрый, пухленький такой, в лучших традициях советских творений, мультфильм.
Детский приют, к примеру, здесь выглядит как самый уютный детский приют в мире. Он расположен на маяке, а каждая комнатка выглядит как отдельный мирок: там попадется плюшевый мишка, тут – милая розовая подушка с бантиком, а здесь вот – моделька космического корабля. Окна выходят на океан, а вокруг разбита лужайка, где дети носятся с сачками за мухами или играют в куклы.
Вражеская база, соответственно, выглядит, ну, как самая жуткая во вселенной обитель зла. Отовсюду торчат какие-то клыки, цвета очень мрачные… вы понимаете, да?
Прелесть Beyond Good & Evil в том, что она очевидна и очень непосредственна визуально. Если на экране показывают дядьку с квадратной челюстью и суровым взглядом, то он явно злой и противный, а улыбающийся до своих поросячьих ушей хряк наоборот – добрейшей души свинья. Вам-то может и без их живописной внешности всё понятно, а для юных спиногрызов данная особенность крайне важна.
Грань без границы
Несмотря на свое название, Beyond Good & Evil никуда за грань добра или зла не рыпается. Здесь есть жуткие и некрасивые пришельцы ДумЦ, решившие захватить небольшую планетку Хиллию – они явно злые. Есть военная организация «Корпус Альфа», которая вроде бы защищает мирных граждан, а на деле состоит в сговоре с инопланетянами и похищает для их темных нужд людей – эти ребята тоже не святые. С другой стороны баррикад расположена группировка ИРИС, которая желает спасти Хиллию и руководствуется лишь благородными мотивами – они хорошие.
С персонажами всё не менее просто. Играем мы за Джейд, зеленогубую девушку, которая содержит приют для сирот вместе со своим дядей Пейджем, прямоходящим (и говорящим!) свином. Уже по интонациям их голосов и выражениям на лицах понятно, что созданий добрее этот мир не видывал, хоть в Red Cross записывай.
В персонажах BG&E проявляется второе сходство с мультфильмами – они предельно односложны. Если попытаться охарактеризовать Джейд, то получится что-то вроде «это очень добрая девушка с зелеными губами», а если злого генерала Кека – то «какой-то ужасный хмырь с квадратной челюстью, жаждущий поработить мир».
Но не думайте, что односложные персонажи – это плоские персонажи. Наоборот – они очень выпуклые и каждый врезается в память крайне остро. Фанаты даже спустя семь лет вспоминают необъятного Пейджа в самопальных реактивных ботинках и Аш-Два, носящего смехотворный шлем-кабачок и прошибающего им стены. За время игры вы не узнаете про детали биографии персонажей или про скелеты, которые они прячут в шкафу. Они – просто герои интерактивного мультфильма, но скажите, много вы знаете о героях любимых мультиков?
Не-а. Вот только Beyond Good & Evil это и не нужно. Чтобы заинтересоваться ее историей достаточно лишь вступительного ролика, а дальше ребенка от нее уже не оторвешь (да и субъекта постарше тоже). Сюжет прост, в хорошем смысле даже очень прост, но менее увлекательным от того не становится. В нем есть место как страшно-ужасным врагам, невероятному злу и коварным злодеям, так и настоящей дружбе, взаимовыручке и преданности. Если предположить, что вторым требованием к детской игре является то, что она должна чему-то научить ребенка, то и здесь BG&E нет равных. Строгать рубанком, вбивать гвозди или точить по дереву ваш маленький оглоед по ней не научится, но зато наберется абсолютно правильной с отцовской точки зрения морали. И родитель рад, и ребенок в восторге.
Развлекай меня всегда
Скорее всего, третьей и самой главной особенностью хорошей детской игры является то, что она делает дитю весело и не дает скучать. По крайней мере, если бы я писал руководство «Выбери хорошую игру своему спиногрызу сам, папаша!», то именно этот пункт был бы у меня на третьем месте. Описывая геймплей Beyond Good & Evil общепринятыми формулировками, можно сказать такое: «GTA в крошечном мирке и горой возможностей развлечься».
Как вы уже, наверное, догадались, наша подопечная Джейд работает на повстанцев из группировки ИРИС. Задания, которые они ей дают, сводятся к одному – пробраться на какой-то режимный вражеский объект и запечатлеть на фотопленку жуткие козни врага. На пути к цели Джейд ведет себя как заправская героиня любого экшена от третьего лица: взбирается на возвышенности, лазает по вентиляционным шахтам, пробирается в щели, решает загадки (простые, без паники) и, в зависимости от ситуации, крадется в тени за спинами врагов или бьет гадов посохом. Помогает ей в этом деле либо все тот же харизматичный хряк Пейдж, либо вояка Аш-Два в шлеме-кабачке.
Помимо миссий в тылу врага у вас будет еще множество способов занять себя. Можно фотографировать зверушек для каталога местной фауны и получать за это звонкую монету; можно купить детектор жемчуга (валюта черного рынка) и отправиться исследовать мир в его поисках; можно принять участие в гонках автомобилей на воздушной подушке – ховеркрафтов, а можно забить на всё и пойти рубиться в аналог аэрохоккея или «стаканчики». Вот вам крест, в Beyond Good & Evil скучно не бывает.
Гений страны вин
«За гранью добра и зла» придумал Мишель Ансель, француз, который в свое время изобрел Рэймана и кроликов из Rayman Raving Rabbids. Неважно как вы относитесь к этим его работам, но свой особенный шарм у них есть точно. По кроликам в свое время вообще чуть ли не культ организовался, настолько крутыми они получились.
С Beyond Good & Evil практически та же ситуация. Чтобы описать всю ее прелесть слов крайне мало, а чтобы полюбить творение Мишеля они вообще не нужны. Красота BG&E заключена в мелочах: в довольной улыбке Пейджа, в подпрыгивающем на воде ховеркрафте, в кантонских мотивах магазинчика Мин-Цзу, в выпрыгивающей из воды рыбине и демонстрантах, проклинающих Корпус Альфа…
Да и недостатков у этой игры нет. Ни одного. Через семь лет можно было бы посетовать на графику, но это уже свинство (да не обидится Пейдж!).
***
Не думайте, что Beyond Good & Evil предназначена для детей. Нет, ни в коем случае. Просто вся она по-хорошему очень наивна, отчего поначалу даже напоминает сказание для самых юных. Но потом оказывается, что это скорее такой action-вариант Fable со вполне взрослой историей, которая просто подана в форме детской сказки. И она чудесна.
P.S. Наверное, в карьере любого уважающего себя геймдизайнера должен случится провал. Не творческий, а по продажам. У Тима Шейфера такое было с Psychonauts, а у господина Анселя – с Beyond Good & Evil. И виноват в этом совсем не создатель. Просто Ubisoft не знали как ее рекламировать, поэтому своими издательскими ручонками похоронили прекрасную самобытную игру.
Так что если вам хочется увидеть вторую часть (а вам очень хочется, да!), отправляйтесь в Steam и заплатите те пустячные 9,99$, что просят за BG&E. И другу купите.
Автор: Александр Макарович
|