Не брат ты мне, гнида черножопая
Мало кто знает, какие дивные родственные узы связывают двух дуополистов на рынке симуляторов дальних грузоперевозок! В стародавние времена, когда полигонов было мало, а талантов – много, Softlab NSK обратили внимание играющей публики на тяжёлую жизнь водителя фуры. Hard Truck, известная в родной России как «Дальнобойщики: Путь к победе», стала эталоном в редком жанре – ровно до тех пор, пока не вышла Hard Truck 2: King of the Road – она же «Дальнобойщики 2». Некоторые уникумы до сих пор топчут в ней покрышки, хотя времени прошло без малого девять лет.
Однако дальше начались катаклизмы. Softlab NSK объявили о работе над третьей частью – и пропали с радаров на три года. Именно тогда, в 2002 году появился первенец не убиваемой серии «18 стальных колёс» - Hard Truck: 18 Wheels of Steel. Сделав ставку на открытый мир и абсолютную свободу, чехи из SCS Software благополучно выпускали суррогат на протяжении последних лет. Исчерпывающее представление об этой студии вы получите, ознакомившись с симулятором охоты Hunting Unlimited. Целых шесть серий "Колёс" увидели свет – и все они неизменно отличались топорной физикой, отпугивающей графикой, скучным игропроцессом. Лишь в 2009 году серия подверглась изменениям: Extreme Trucker оказался посвящен отдельным заездам по самым сложным автострадам мира (да и по грунтовкам, что уж) с самыми неудобными и опасными грузами. Избалованная ушедшей стабильностью, пресса растерялась. Был явный прогресс – даже графически игра похорошела, но и до идеала из далёкого прошлого – вторых «Дальнобойщиков» - как до Шанхая пешком. Потом случился провал галактического масштаба. Прямой наследник великой серии, «Дальнобойщики 3: Покорение Америки», не оправдал долгого ожидания. Таким образом, у 18 Wheels of Steel появился шанс затмить старшего брата, в тени которого он гнил уже столько лет. Свершилась ли месть?
Через горы, через расстоянья…
Отличить с первого взгляда Extreme Trucker 2 от предшественника выйдет только у верного фаната. Появились два региона – пожалуй, наиболее «грандиозное» нововведение. К пустынной Австралии, скованной льдами и снегом Канаде и южноамериканской «Дороге смерти» с её извилистыми узенькими тропами на краю обрыва добавились лесистая Монтана и Бангладеш. Как оказалось, новые локации интереса почти не представляют: самый смак остался в старых регионах.
Как и раньше, лёд провоцирует зверские заносы (с обязательным отцеплением груза), а местами трескается: то ещё испытание для дальнобойщиков. Осадки бывают редко и почти не мешают вождению. По-прежнему опасен горный серпантин в Боливии, который пугает спусками и подъёмами – и там действительно трудно ездить. Австралия испытывает исключительно терпение. Долгие-долгие мили пустыни Виктории из любого выбьют охоту развозить грузы. Что ж, приключений хватает и в Западном Полушарии. К сожалению, по-настоящему труднопроходимых участков мало, а перемежаются они с усыпляюще-пустующими трассами.
Да и трафик всё так же слаб. Даже в самой первой 18 Wheels of Steel игроку удавалось попасть в пробку – а иногда и в ДТП. В Extreme Trucker 2 столкнуться с другим участником дорожного движения возможно только на поворотах – если вы предпочитаете вид из кабины, откуда никакущий обзор. А вот что действительно изменилось – это автозаправки. Зачем их ввели – решительно непонятно: поездка из конца в конец локации истощит бензобак только если вам приспичит нарезать несколько кругов по периметру уровня. Многие ожидали возвращения усталости, суровых дорожных патрулей и прочих по-настоящему важных деталей из «Колёс» доэкстримной эпохи. Ожидали зря.
А я ещё живой, я розовый и тёплый!
О, сколько нам открытий чудных… принесла мини-карта. С самого 2002 года мы ориентировались на убогой местности с помощью обязательного атрибута любой современной игры. Что побудило удалить его в Extreme Trucker останется тайной (на эти же грабли ранее массивной ногой в стальном сапоге наступил Overlord). К счастью, в Extreme Trucker 2 всеми любимый элемент интерфейса триумфально вернулся на мониторы, а это значит, что эра пропущенных поворотов и панических блужданий по заснеженной пустоши завершилась.
Не менее радует графика, на саму фуру не стыдно смотреть, как и на окружающую местность. Жаль, что модные нынче пост-эффекты сюда не завезли (вот ирония!), а единственная тень в игре принадлежит вашей рабочей лошадке. Населённые пункты хоть и безлюдны, зато недурно детализированы – трогательные разноцветные домики в Канаде и велорикши Бангладеша заметно повышают проработанность игрового мира. Который, правда, безнадёжно испорчен не только смертельно скучными дорогами, но и «уникальным» физическим движком. Автомобили проходят друг сквозь друга – кроме, само собой, вашего грузовика. Психоделическое зрелище, воняющее нафталином: многотонная фура таранит строй легковушек, а они собираются в кучку и отчаянно сигналят. Кстати, у ваших собратьев по тоннажу лёгким ударом с разгона можно отцепить трейлер – а сам трейлер умеет переворачиваться. Вот так достижение из глубины веков!
War never changes
Месть не свершилась. Иван IV Грозный грозно икает: убитая собственными родителями серия «Дальнобойщиков» сошла с трассы. 18 Wheels of Steel, единожды поставив пару смелых экспериментов, почти отказалась от дальнейшего развития. В нашей стране к играм подобного толка особое, тёплое отношение – сказывается «широта моя родная», что простирается от Балтики до Берингова пролива и нестерпимо гонит вперёд русскую душу. Однако пока два брата-акробата идут вровень: один позиции сдал, другой прибавил скорости. А это значит, что обитателям СНГ ещё долго придётся делать тяжёлый выбор, ведь альтернативы на рынке симуляторов дальнобойщика нет совсем.
Автор: Евгений Баранов
|